Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тематический план курса русской литературы 7 класс (34 часа)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Программный материал

Количество часов

Дата проведения

1

Искусство быть читателем — 2 часа

1.Книга в твоей жизни. Художественный текст. Виды и формы художественного текста. Особенности художественного произведения.

И.А.Бунин. «Листопад». М.Ю. Лермонтов. «Осень».

2. К. Паустовский. «Осень». А.Яшин. «Спешите делать добрые дела!»

 

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений.

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

2

Литературная сказка – 6 часов

1.Понятие о литературной сказке. Виды сказок.

П. Ершов. «Конек – горбунок». Любовь к родному краю. Элементы народного творчества.

2.Г.К. Андерсен. «Гадкий утенок». Добро и зло. Трудная жизнь.

«Пятеро из одного стручка». Сходство сказочных героев с людьми.

3.П. Треверс. «Мэри Поппинс» (Мраморный мальчик). Чудеса в литературной сказке. Мраморная статуя. А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Маленькая планета. Герой сказки – принц.

4. С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Рассказ о самом главном и важном. Герои драматической сказки.

5. Е.С. Вельтистов. «Приключения Электроника». Волшебники в жизни. Сказки о будущем. Воплощение мечты в жизнь.

6.Обобщение изученного материала. Литературная викторина «В мире сказок»

 

Внеклассное чтение.

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

 

1

 

 

3

Басня – 2 часа

1.Басня как жанр литературы. Основоположник басни. Персонажи басен. Аллегория. Сюжет крыловской басни. И.А.Крылов. «Мартышка и очки». «Слон и Моська». С.Михалков. «Слон-живописец». «Чудак».

2.Обобщение изученного материала. Инсценирование сказки или басни.

 

1

 

 

1

 

4

Лирика. Художественный образ в лирике – 4 часа

1-2.Лирические произведения: восторг, радость, грусть и печаль, мысли и переживания. Природа в художественной литературе.

А.С.Пушкин. «Гонимы вешними лучами…». А.Я. Плещеев. «Весна». А.Я. Пришвин. «Золотой луг».

3-4.«Деревья в плену». Л. Бромлей. «Для всех». С.А. Есенин. «Ночь». «Береза». И. Никитин. «Вечер».

 

Развитие речи. Сочинение. Природа в художественной литературе.

 

 

 

2

 

2

 

 

1

 

5

Рассказ – 5 часов

1-2..Понятие о рассказе. Жизнь героев. Образ рассказчика. Портрет.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче».

3.В.Путилина. «Вишневая ветка».

4.Ю. Яковлев. «Где начинается небо».

5.Д.Мамин-Сибиряк. «Волки».

 

Развитие речи. Сочинение.

 

Внеклассное чтение.

 

 

2

 

1

1

1

 

1

 

 

1

 

6

Образ детей в художественной литературе – 5 часов

 

1.Сюжет. Содержание. Оценка поступков литературных героев. М.Горький. «В людях». Страдания детей и тема насилия над детьми. Социальная тема прозы.

2.А.Н. Толстой. «Детство Никиты». Рассказ о той поре, которая дается один раз человеку и не повторяется. Но детство помнит каждый человек.

3.А.Гайдар. «Тимур и его команда». Писатель рассказывает мальчишкам и девчонкам, какая была жизнь, как ценить, беречь и любить Родину.

4.Ч.Айтматов. «Белый пароход». Судьба мальчика. Добро и зло сюжет повести. М.Кабанбаев. «Арстан, я и виолончель». Дружба мальчика с собакой. Музыка в жизни человека.

5.Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Легенда о жизни северных индейцев. Имя-легенда.

 

Развитие речи. Эссе.

 

Внеклассное чтение.

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

7

Юмор и сатира в литературе — 2 часа

1.Юмор в литературе. Юмористическое произведение. Юмор и сатира. Доброжелательный смех. Гневный смех. М.Твен. «Великолепный маляр».

2.К. Паустовский. «Кот-ворюга». Г.Остер. «Вредные советы»

 

Внеклассное чтение.

 

 

1

 

1

 

1

 

 

Всего:

34 ч.

 

Базовое содержание учебного предмета в 7 классе

На изучение курса выделено 34 часа, из них на: чтение — 26 часов, развитие речи — 4 часа, внеклассное чтение — 4 часа.

В курсе литературы в 7 классе изучаются базовые понятия: художественный текст, литературная сказка, басня, лирика, сюжет, художественный образ, рассказ, рассказчик, лирический герой, портрет, юмор, сатира, легенда, аллегория.

Для внеклассного чтения предложены следующие произведения:

1) А.Сейдимбеков «Женщина — мать»;
2) Ю. Яковлев «Стриженый черт»;
3) М.Кабанбаев «Солнце в одуванчиках»;
4) Д.Руми «Спор о слоне»;
5) А.Фет «Ночь»;
6) А.Майков «Летний дождь», «Весна»;
7) А. П. Чехов «Каштанка»;
8) Д.Ушинский «Поездка из столицы в деревню»;
9) А. Н. Толстой «Детство Никиты» (глава из повести);
10) Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (отрывки);
11) А.Грин «Алые паруса»;
12) Ы.Алтынсарин «Каракылыш», «Сметливость мальчика»;
13) В.Гауф «Карлик Нос», «Сказка, дочь королевы Фантазии»;
14) Я.и. Гримм «Храбрый портной»;
15) А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки);
16) К.Булычев «Джин в коробке»;
17) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Зимовье на Студеной»;
18) А. И. Куприн «Белый пудель»;
19) В. П. Катаев «Цветик — семицветик»;
20) А. Г. Алексин «Самый счастливый день»;
21) А.Фет «Чудная картина», «Печальная береза»;
22) А.Толстой «Звонче жаворонка пенье»;
23) И.Бунин «Не видно птиц»;
24) Н. В. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Иларион» (отрывки из романа).

Произведениями для заучивания наизусть являются:

1) А.Яшин «Спешите делать добрые дела!»;
2) И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Слон и Моська»;
3) С.Михалков «Чудак»;
4) А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»;
5) А. Я. Плещеев «Весна»;
6) С. А. Есенин «Ночь», «Береза»;
7) И.Никитин «Вечер»;
8) М. Ю. Лермонтов «Осень»;
9) А.Фет «Ночь»; А.Майков «Весна».

Категория: