Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «В чем заключается смысл человеческого счастья?»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Данилова Анна Брониславовна, преподаватель русского языка и литературы, высшая категория высшего уровня квалификации, КГУ «Аграрный колледж Аккайынского района», с. Киялы Аккайынский район, СКО

По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Тип урока: урок обобщающего повторения

Форма урока: урок-поиск

Цели урока:

1. Обучающая: Опираясь, на знания текста, проследить путь странников и выяснить, как ответил Некрасов на вопрос, поставленный в названии поэмы: Кому жить на Руси хорошо? Кто счастлив? Может ли быть счастлив человек среди всеобщего горя?

2. Развивающая: Развивать логические операции: сравнение, сопоставление, развивать умение правильно формулировать и выражать вслух свои мысли на поставленные вопросы, развивать навыки выразительного чтения наизусть.

3. Воспитательная: Некрасов — поэт второй половины 19 века и перед молодежью того времени он ставил вопросы о смысле жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека. Проблемы эти не утратили актуальности и сейчас, нужно чтобы учащиеся это почувствовали и задумались, а так же попытались разобраться в окружающем мире и себе.

Оборудование: тексты, записи на доске и в тетради, фотовыставка, выставка произведений Некрасова, таблица.

Ход урока

1. Положительные мотивации к уроку

2. Целевая установка

Сегодня заключительный урок по поэме-эпопее Н. А. Некрасова «Кому жить на Руси хорошо».

Мы должны узнать: кто же все-таки счастлив на Руси?

Мы должны суметь с вами, не искажая фактов, а, предполагая и домысливая действия главных героев поэмы, проследить их путь, по тексту, и выяснить, совпадает ли понимания счастья людей, живших во второй половине 19 в., с нашим современным понятием.

3. Построение кластера

А чтобы все это понять и выяснить, давайте мы с вами вместе, создадим формулу счастья, каждый из вас одним словом может выразить, что такое счастье?

Сколько понятий складывается в одно единственное слово — счастье. Это ваше современное понимание счастья. 21 век, век компьютеризации, Интернета, и т. д. Давайте мы с вами перенесемся в19 век. Вернемся к нашим героям поэмы и в конце урока сравним, как они понимают, в чем смысл человеческого счастья?

4. Вопросы по тексту

1.Что заставляет крестьян задуматься над вопросом: кто счастлив на Руси? (бедственное положение, после реформы.)

2. Какие детали текста говорят о том, что жизнь крестьян — хуже некуда? (уезда Терпигорева, Пустопорожней волости из смежных деревень….)

3. Какие мнения были у крестьян: кто же счастлив на Руси? (один сказал боярину, другой сказал попу, купчине толстопузому сказали братья Губины, а Пров сказал — царю.)

4. Какой зарок дают крестьяне? (В домишки не ворочаться………….)

5. В чем состоит смысл счастья для крестьян — правдоискателей? (они ищут: Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села.)

Вывод: итак, цель поставили, дали друг другу зарок и пошли искать счастье, или счастливого.

Слово учителя: Следуя за крестьянами-правдоискателями, встречаясь с героями «счастливыми», выясняя, в чём смысл их счастья, мы построим таблицу, она будет называться «Счастливые». Тетрадный лист разделим на две равные колонки.

Герой

В чем смысл счастья?

  1. Крестьяне-правдоискатели.

 

Непотрошеной волости,

Непоротой губернии,

Избыткова села.

(мир, достаток, спокойствие.)

  1. Поп.

 

Покой, богатство, честь.

  1.  Дьячок уволенный, тощой, как спичка серная ….

 

Коль обогреет солнышко,

Да пропущу косушечку,

Так вот и счастлив я!

  1. Старуха старая, рябая, одноглазая …

 

счастлива она …

Родилось реп до тысячи, на небольшой гряде…

 

  1. Солдат с медалями, чуть жив …

 

В двадцати сражениях, я был, а не убит.

В мирное время, ходил ни сыт, ни голоден. А смерти не дался. Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай – жив.

  1. Каменотес. Плечистый, молодой.

 

Коли проснусь до солнышка,

Да разогнусь о полночи,

Так гору сокрушу!

 

7.  Лакей князя Переметьева.

 

За стулом у светлейшего У князя Переметьева я сорок лет стоял,

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал.

Напитки иностранные

Из рюмок допивал.

 

Ермил Гирин.

Имел он все для счастья: и деньги, и почет …

Почет завидный, истинный, не купленный. Ни деньгами, ни страхами: строгой правдою, умом и добротой

Матрёна Тимофеевна Корчагина.

 

 

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Григорий Добросклонов.

 

 

И скоро в сердце мальчика

С любовью к  бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась – и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

5. Вывод из урока:

Итак, перед вами целая галерея персонажей, героев, «Счастливых». И каждый, как вы понимаете, счастье истолковывает по-своему.

1. Изменилось ли понятие счастья в ходе поиска счастливого на Руси у странников?
2. Так кто же все-таки счастлив? И в чем смысл настоящего счастья?
3. Совпадает определения счастья наше (вернёмся к кластеру) и Некрасова?

Наблюдение над текстом в поисках счастливого, убеждают нас в том, что всенародное счастье немыслимо без изменения жизни силою самого народа: «Высоко бог, далеко царь». И не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу «Пир на весь мир». Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.

6. Чтение наизусть

7. Комментирование оценок

8. Домашнее задание

Категория: