Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: Убеждающие жанры: диспут, дискуссия полемика. Построение речи. Правила ведения спора

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Жулдоспаева Гульнар Марленовна учитель русского языка и литературы, высшая категория, стаж — 32 года. СКО, Аккайынский район, с. Смирново, КГУ Смирновская средняя школа № 1

Жулдоспаева Гульнар Марленовна

(слайд № 1)

Цель урока: Формирование умения ведения спора, знакомство с понятием спор, с правилами ведения спора. (слайд № 2)

Задачи урока: слайд № 3

Образовательные: способствовать овладению учащимися необходимыми знаниями и практическими умениями ведения спора и дискуссии в различных ситуациях общения.
Развивающие: способствовать формированию информационной культуры.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры; содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности.

Наглядность: интерактивная доска
Слайд 4

Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но, ради Бога,
размышляйте, и хотя криво,
да сами.
Г. Лессинг.

Ход урока:

I Стадия вызова (у уч-ся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме).

1.Беседа:

— Что такое монолог, диалог? В чем отличие?

— Что вам известно о публичном выступлении?

2.Словарная работа: слайд № 5

Диспут — коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа; каждый из участников высказывает свое мнение.

Дискуссия — публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов в поисках общего согласия.

Полемика — (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда») — выяснение какого-либо вопроса посредством утверждения одной из противостоящих позиций.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Эристика (греч. eristikē от греч. eristikē technē — искусство спорить).

Искусство ведения спора

Синонимы, их общее значение публичный спор Слайд № 6-7

in English «deвat, Discussion, speaker»

қазақша: «шешен, дебат, сойлесу, дау» (спор), «дауласу, айтысу» (синонимы), «пікір талас» (дискуссия)

3. Озвучивание темы урока:

Убеждающие жанры: диспут, дискуссия полемика.

Построение речи. Правила ведения спора.

Учитель: А теперь определим цели нашего урока Знакомство с целями урока

1. Для чего я буду изучать новый материал

Что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на свой вопрос. Выяснить, что такое диспут, дискуссия полемика. Как правильно вести спор?

II Стадия. Осмысление содержания.

1. Работа с эпиграфом Слова немецкого философа Лессинга

2. Презентация. Слайд № 8- 16 Правила ведения спора

3. Работа с текстом А. И. Солженицына «Наши плюралисты»

1 Прочитайте текст. Кто такой А. Солженицын

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе.

Родился: 11 декабря 1918 г., Кисловодск

Умер: 3 августа 2008 г., Москва

Образование: Южный федеральный университет

Дети: Игнат Александрович Солженицын

Награды: Нобелевская премия по литературе, Темплтоновская премия, Государственная премия Российской Федерации слайд № 20

— Что такое плюрализм (см. Словарную работу)

— Что утверждают противники плюрализма

— Какие есть доводы в пользу плюралистов.

— На какой позиции стоит автор

4. Работа в группах

— Рассмотрение текста методом критического анализа: «Составление дискуссионной карты», которая заключается в кратком заполнении двух колонок в тетрадях (3 суждения)

— Сформулировать и записать правильно свои высказывания, объясняя их

— Выбрать спикера, который опросит всех (запишет тезисы в колонки) и озвучит суждения каждой группы (Технология «Мозговая атака»)

5. Беседа с классом

— Как вы относитесь к плюрализму мнений?

— Согласны ли вы с автором статьи?

Выступление учащихся 1 и 2 групп

1 — «За»
2 — «против»

— Критерии публичного выступления:

Убедительно высказываться по вопросу

III. Стадия рефлексии слайд № 21

— Согласны ли вы с постановкой темы урока: диспут, полемика, дискуссия — убеждающие жанры? Аргументируйте свой ответ

IV. Заключительный этап

Итак, подведем итоги.

Достигли ли вы поставленных целей (для себя) Чему научились?

V. Домашнее задание. Слайд№ 22

Подготовьте диспут на тему «Унижает ли жалость человека? (кратко запишите аргументы, помня о культуре спора)

VI. Оценки с комментарием

Список использованной литературы

1. С. И. Ожегов «Словарь русского языка», М.: «Русский язык», 1991 г.
2. httpss://www. litra. ru/biography/get/wrid/00047801184773068319/ биография А. И. Солженицина
3. Сборник избранной публицистики А. И. Солженицына «На возврате дыхания», М.: «Вагриус», 2004 г.
4. В. К. Мюллер Современный англо-русский словарь, 2012 г.

Категория: