Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Тема урока: Понятие о чеканке по металлу. Подготовка заготовок к чеканке, выполнение чеканки

 

Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области

Нихаенко Вадим Николаевич

Цель урока: познакомить учащихся с элементами чеканки, инструментами и технологиями изготовления чеканки. Научить учащихся готовить рисунок, переносить его на заготовку, выполнять чеканку.

Образовательные задачи: изучить особенности древнего вида искусства — чеканки, историю ее возникновении, значение данного вида художественной обработки металла в настоящее время.

Развивающие задачи: заинтересовать учащихся искусством чеканки, развивать творчество в выполнении рисунков, в выборе металла для выполнения чеканки, развивать эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, внимательность, сосредоточенность, ответственность, трудолюбие, бережливость.

Оборудование урока: жесть, алюминий, медь, ножницы по металлу, молотки, чеканы, рисунки, плоскогубцы, напильники, рашпили, надфили.

Ход урока:

I. Организация класса

II. Изучение нового материала (объяснение материала с демонстрацией приемов чеканки, готовых изделий, презентация по теме).

1.Чеканка — способ художественной обработки металлов. Этот вид искусства очень древний. Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции, Древнем Риме, применялось в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Из листового металла изготавливали котлы, ковши, блюда, кувшины, вазы, чайники. Пришедшая из глубокой древности техника чеканки успешно применяется современными мастерами при создании декоративных панно и посуды, различных украшений.

2.Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение. Чеканку производят на листовом металле толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Для чеканки используют медные, латунные, алюминиевые листы, кровельную сталь.

3.Инструменты, применяемые для выполнения чеканки.

а) Расходники, или обводные чеканы. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его по линии переведенного через копировальную бумагу в виде слегка углубленной четкой сплошной линии.
Толстые или широкие расходники дают мягкую линию, острые- дают более четкую линию. Расходники бывают прямые- для проведения прямых линий и полукруглые с различным радиусом закругления- для обводки кривых линий.

б) Лощатники — это группы чеканов с более или менее плоским «боем». Они применяются для лощения (выравнивания) поверхности, для проработки рельефа с лицевой стороны, опускания фона. Лощатники бывают гладкие и шероховатые и, соответственно, след на металле получается от них или гладкий или шероховатый.

в) Бобошники — это чеканы с продолговатым, овальным, бобовидным боем. Они служат для выколотки рельефа.

г) Канфарники — чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы — для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фона точками (канфарения); Канфарники бывают круглые и восьмигранные.

д) Пурошники — чеканы с круглой, сферической головкой. Они служат для выколотки сферических полукруглых форм при чекане с изнанки или для получения ямочной фактуры при работе с лицевой стороны.

е) Пуансоны — это фигурные чеканы. Ими выполняются орнаменты: завиток, листья, цветы, розетки, буквы, цифры.

Для выполнения чеканки нужны молотки, ножницы для резки металла, циркуль по металлу, плоскогубцы, напильники, рашпили, надфили.

III. Демонстрация приемов работы чеканки учителем

IV. Закрепление изученного материала:

1.Что такое чеканка?

2.Какой листовой металл используется для чеканки?

3.Что такое чеканы?

4.Виды чеканов.

5.Каким инструментом выполняют прочеканивание контура рисунка?

6. Как выполняют опускание фона рельефного изображения?

V. Практическая работа: Выполнение украшения чеканкой

Вводный инструктаж:

1. Подготовка материала для выполнения практической работы.
2. Приемы выполнения чеканки:
а) перевод рисунка на металл канфарником;
б) углубление контура расходником;
в) опустить фон лощатником;
г) произвести выколотку рельефа с обратной стороны бобошниками и пурошниками;
д) проработать детали различными чеканами с лицевой стороны;
е) произвести канфарение или зернение фона;
ж) заготовка должна быть больше рисунка на 10-15 мм.;
з) рисунок желательно переводить шариковой ручкой;
и) все повороты, изгибы контура выполняются более частыми ударами и с большим наклоном чекана внутрь закругления.

3.Техника безопасности:

а) резать металл слесарными ножницами;
б) чекан удерживать тремя пальцами, мизинцем прижимать заготовку;
в) техника безопасности при работе рашпилями, напильниками, надфилями.

Текущий инструктаж:

Корректировка хода практической работы, индивидуальная помощь учащимся. Контроль за соблюдение техники безопасности учащимися. Контроль за последовательностью и правильностью выполнения чеканки.

Заключительный инструктаж:

Анализ выполненной учащимися работы, анализ успехов и ошибок.

VI. Итог урока, оценки за урок

VII. Домашнее задание

VIII. Уборка кабинета

Категория: