Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Почва: состав и свойство»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Слепокурова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
II категории КГУ «Рулихинская ОСШ»
с. Рулиха Шемонаихинского района

Восточно-Казахстанской области

 

 

«Почва: состав и свойство» | Фото с сайта agrokhimgrupp.ua

Цели:

  • Познакомить учащихся с почвой, составом, разнообразием, основным свойством — плодородием, показать значение почвы для растений, охраной; процессом образования почвы;
  • Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность, умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов — аккуратность.

Оборудование:  интерактивная доска.

Оформление: слайдовая презентация, таблица «Типы почв».

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

«Я дрозд, ты дрозд
У меня нос, у тебя нос
У меня щеки гладенькие, у тебя щеки гладенькие
У меня губки аленькие, у тебя губки аленькие
Я друг, ты друг
Если тебе будет трудно, я тебе помогу»

(Учащиеся поворачиваются друг, другу проговаривая слова, дотрагиваются до носа, до щек, губ, а потом обнимают друг друга и похлопывают по спине. Такой аутотренинг дает положительный настрой на весь урок)

Учитель: — Вот мы и настроились работу. Будем доброжелательно относиться друг другу, помогать и внимательно слушать.

II. Постановка цели урока

Учитель: — Уважаемые коллеги, я собрала вас для того, чтобы вы помогли  разобраться в трудных вопросах, которые возникли у меня при проведении исследовательской работы. Нам сегодня предстоит приоткрыть завесу тайны об очень интересном веществе. Это вещество я получила утром по почте в посылке. Но прежде чем начать, я хочу услышать от вас  ваши обобщения по поводу проведенной командировки.

III. Повторение пройденного

Учитель: — Находясь в разных точках нашего государства, вы пришли к выводу, что, отправляясь в путешествие, вода меняет свой облик: превращаясь то в пар, то в снег, то в лёд. Это значит, что вода может переходить в разные состояния. Какие? (после ответа детей слайд) Прекрасно!

  Задание №2. Помогите мне разобраться, к какому состоянию воды относятся осадки, с которыми вы встречаетесь круглый год. (Загадываю загадки, а дети показывают карточку с одним из состояний).

На дворе переполох
С неба сыпется горох
Съела шесть горошин Нина
У нее теперь ангина. (Град)

Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
Стали мы искать их днем,
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой
И весною на весу
Превращается в росу. (Иней)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)

Мало её беда!
Много её беда
Нужна нам всегда
Больше чем еда. (Вода)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет и поёт,
Убаюкивает. (Дождь)

По небесам оравою
Бредут мешки кудрявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода. (Облака)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)

  Задание №3. — Ничего не пойму. Сделала творческую работу, сдала. Мне её вернули и говорят, у вас ошибка. Помогите найти ошибку. (слайд) — Спасибо.

  Задание №4. (слайд) — Какими свойствами обладает вода? (Каждая группа получает задание, которое должна выполнить пока звучит музыка). — Молодцы! Вы мне очень помогли.

IV. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
1,2,3,4!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Один, другой — это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой.
И отправились домой.

V. Сообщение темы урока

Учитель: — Вот то, что я сегодня получила по почте (показываю). Что это?

Учитель: — Земля.

Учитель: — Что мы называем землей?

Учитель: nbsp;— Нашу планету (слайд)

Учитель: — Ещё что мы можем назвать землей? (ответы детей).

 — Ещё землёй назовем почву. (слайд)

 — Тема нашей исследовательской работы. (слайд). В ходе исследований узнаем из чего состоит почва, составим схему по типам почв, выявим самое главное свойство почвы.

 

VI. Изложение основного содержания урока

Учитель: (показ слайда) – Оказывается наша Земля, не всегда имела такой вид как сейчас. Земля была безжизненная, каменистая. Вот под воздействием воды, ветра, жары, холода горные породы разрушались, в них поселились микробы и растения. Вот так и началась история почвы.

 — Так что же такое почва? За этим вопросом мы обратимся к мудрому филину. (слайд)

Проведение опытов. Заполнение таблицы учащимися.

Опыт №1.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Зачерпни мерную ложку почвы. Брось её в стакан с водой. Наблюдай, что происходит.

Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт №2.

Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.

Внимательно проследи за действиями учителя. Взять немного сухой почвы, положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой холодное стекло.

Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт №3.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

Зачерпни мерную ложку прокаленной почвы. Брось её в стакан с водой. Размешай палочкой. Дай отстояться. Наблюдай за осадком.

Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Учитель: — Итак, на данный момент мы узнали, что в почве содержится (показ слайда) песок, воздух, глина, вода, остатки растений и животных или перегной. Перегной – главная часть почвы.

Учитель: — Коллеги, как вы думаете, а почва везде одинаковая? (ответы детей). А какие типы почв вы знаете? (заслушиваем сообщения уч-ся).

1-ученик: Подзолистые почвы. В них не очень много перегноя и она серого цвета.

2-ученик: Существуют почвы, в котором содержится много глины. Называются глинистыми.

3-ученик: Почвы с преобладанием песка называются песчаными.

4-ученик: На болотах образуются торфяные почвы, они коричневого цвета.

5-ученик: Ещё есть почвы, в которых содержится много соли и на них практически ничего не растет. Это солончаковые почвы.

6-ученик: Самые плодородные почвы – черноземистые. В них содержится большое количество перегноя. В таких почвах лучше растут растения, на них выращивают самые большие урожаи пшеницы. (В ходе сообщений создается таблица)

Учитель:  В своих лабораториях вы проводили опыты над семенами и добились результатов. (показ слайда). — Я тоже провела опыт, но у меня ничего не получилось. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Учитель: С типами и составом почвы мы разобрались. Нам нужно вывить главное свойство почвы. У кого какие предположения? (работа со слайдом)

Учитель: Почва  — одно из основных природных богатств человечества. И такое важное свойство, как плодородие мы должны сохранить. Кто из вас знает, как это делается?

Ученики:  Поливать, вносить удобрения, рыхлить, вскапывать. (показ слайда)

VII. Рефлексия

Учитель: А теперь мы проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Я буду называть то, что, на мой взгляд, входит в состав почвы. Ваша задача: если согласны со мной, хлопайте в ладоши. Если нет — сидите тихо. Итак,  начали: вода, воздух, стекло, песок, глина, перегной, целлофановые пакеты, железо, бумага. (Ученики не хлопают в ладоши, когда звучит: стекло, бумага, железо, целлофановые пакеты). Стекло, бумага, железо, целлофановые пакеты не входят в состав почвы. Они наносят вред, засоряя её.

VIII. Подведение итогов

Учитель: Подведем итог проделанной работе. (показ слайда). В целом узнали много интересного.

IX. Домашнее задание

 С.49-52 прочитать, ответить на вопросы, разгадать кроссворд и подготовить ответы на контрольные вопросы.

Категория: