Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока по кубановедению для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900–1917 гг.»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Орещенко Елена Александровна учитель кубановедения и ОПК в МБОУ СОШ№ 6 им. И. Т. Сидоренко г. Усть-Лабинска Краснодарского края. Стаж 4 года

Фото с сайта fedpress.ru

Цели:

• Знакомство учащихся с культурой Кубани в начале ХХ века;
• Развитие умений самостоятельной работы с учебником, умения делать выводы и систематизировать полученные знания;
• Воспитание патриотических качеств у учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, проектор

План

1. Образование
2. Просвещение
3. Здравоохранение
4. Наука
5. Печать
6. Литература
7. Музыкальная жизнь.
8. Театры и зрелища
9. Изобразительное искусство
10. Изменение внешнего облика городов

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята

2. Опрос д/з

1. Как кубанцы отнеслись к Первой мировой войне? Почему это отношение будет изменяться с течением времени?

2. Как война отразилась на экономике края? Какая отрасль оказалась наиболее чувствительной на тот момент?

3. Почему на Кубани начались «бабьи» бунты?

3. Изучение новой темы

1. В начале ХХ века на Кубани существовали различные типы образовательных учреждений, в том числе: начальные училища, церковно приходские школы, гимназии, реальные училища. Дети адыгов получали знания в горских и русских школах, также могли обучаться в мусульманских школах (медресе).

Запись в тетрадь.

Таблица «Типы образовательных учреждений на Кубани в начале ХХ века»

Начальное образование

начальные училища, церковно приходские школы

Среднее образование

гимназии, реальные училища.

Профессиональное образование

с/х, ремесленные, технические, коммерческие школы и училища

Подготовка учителей начальных школы

Учительские семинарии , в гимназиях организовывали пед.классы

Подготовка фельдшерского состава

Екатеринодарская военно-фельдшерская школа

Высшее образование

• Как вы думаете, почему ускорился темп развития системы образования на Кубани?
• Что свидетельствовало о недостаточном развитии региональной системы образования?

2. Центр просвещения на кубани — библиотеки и читальни. 1900г. — открытие библиотеки имени А. С. Пушкина в г. Екатеринодаре. 1902г. —открытие 2-1 городской библиотеки имени Н. В. Гоголя. Для данного периода характерно открытие музеев и картинных галерей в крупных городах края.

3. Во второй половине XIX начале XX века получили развитие санитарные мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни населения и предупреждение болезней. В первую очередь в г. Екатеринодаребыл организован надзор за санитарным состоянием населенных мест. Предпринимались некоторые меры для медицинского обслуживания рабочих. Хозяева кирпичных, черепичных, гончарных и керамических заводов должны были заботиться о чистоте помещений на предприятиях и обеспечивать для рабочих необходимую амбулаторную, а в случае надобности — и госпитальную помощь.

В декабре 1890 в Екатеринодаре было создано Общество врачей Кубанской области. Основная задача этого общества — улучшение санитарного благополучия населения и борьба с инфекционными болезнями. На протяжении всех лет существования (до начала I мировой войны) вся его деятельность была посвящена выработке мер борьбы с острозаразными болезнями, улучшению санитарного надзора.

В 1892 году в одном из районов города Екатеринодара, называвшемся Дубинкой, была зафиксирована вспышка холеры. В ее ликвидации большую роль сыграл член общества врач В. С. Абессаломов. Найдя подходящее помещение, он превратил его в больничный барак, куда помещали заболевших. Около трех месяцев врач с санитарами работали в очаге, оказывая помощь больным.

Для этого периода характерно улучшение оснащения мед. аппаратурой и оборудованием лечебных заведений городов края, использоване рентгеновских аппаратов, появление родильных приютов, зубоврачебных кабинетов.

4.Запись в тетрадь

Для науки характерно:

• Продолжения изучения древних курганов
• Работа Кубанского областного статистического комитета, общества любителей изучения Куб. области. (ОЛИКО), кубанского общества любителей изучения казачества.
• Основание Сочинской с/х и садовой опытной станции, Кубанской с/х опытнойстанции, Екатеринодарской лаборатории опытного табаководства

5. Рассказ учителя из рубрики «Из истории...»

30 марта 1863 года вышел первый номер газеты «Кубанские ведомости». Печаталась она на двух сортах бумаги — серой и белой, отчего и различалась цена годовой подписки. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюю входили кубанские новости и перепечатки из петербургских газет.

В 1864 году произошла задержка с выходом газеты. Очередной номер вышел лишь 4 апреля.

Через несколько лет газета стала называться «Кубанские областные ведомости». С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанского казачьего войска Кармалина, «Ведомости» становятся более интересными.

С девятнадцатого номера 1897 г. редактором неофициальной части стал Е. Д. Фелицын — самоотверженный, неутомимый исследователь. При нём вводится рубрика общеполезных знаний и сведений, ни одно выдающееся событие не остаётся незамеченным. Газета становится злободневной.

Что мы видим в начале 20 века? Продолжает свою деятельность газета, которая уже получила немного иное название «Кубанские областные ведомости». В ней печатали свои труды многие впоследствии ставшие знаменитыми литераторы, знатоки местного фольклора.

Задание. Установите соответствие.

А) Н. Н. Канивецкий                               1. Поэзия и фольклористика
Б) А. Е. Пивень                                      2. Бытописательство и юмор.
В) П. П. Орлов                                       3. Популяризация истории казачества
Г) М. К. Седин

4. Издание журнала «Прикубанские степи», описание жизни и деятельности выдающихся представилей кубанского казачества.

6.7.8. Самостоятельная работа с учебником стр. 31-33.

Составьте план сообщения по пунктам «Литература, музыка, изобразительное искусство, театры и зрелища на Кубани в начале ХХ в.»

9. Прочитайте текст учебника на стр. 33-34 и ответьте на вопрос: Как повлияли на развитие градостроительства экономические и культурные потребности региона?

Рефлексия:

Какую роль в развитии культуры играли общественные инициативы?

Домашнее задание: параграф 6, вопросы стр. 34 № 1-5

Категория: