Рябченко Тамара Петровна учитель русского языка и литературы, стаж 2 года. КГУ «Сокологоровская средняя школа». с. Сокологоровка, раойн имени Габита Мусрепова, Северо-Казахстанская область |
Цель урока:
Наглядные пособия: перфокарты, слайды.
Тип урока: Комбинированный.
а) Из чего состоит глагольное сказуемое?
б) Что выражает вспомогательный глагол?
в) Чем является вспомогательный глагол?
г) Из чего состоит именное глагольное сказуемое?
д) Чем выражается именная часть?
1. Повторение изученного об определении.
— Что такое определение?
— Какими частями речи выражается определение?
— Какой способ связи характерен для словосочетаний с определениями? (согл-ние)
2. Объяснение учителя.
Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Который? Чей?
Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идёт о согласованном и несогласованном определениях.
Согласованное определение связано с существительным, к которому оно относится, по способы согласования.
Например: 1. Закружилась листва (какая?) золотая (в какой?) в розоватой воде на пруду.
3. (Какой?) Отрезанный ломать к хлебу не представишь.
Несогласованное определение связано с определяемым словом по способу управления и примыкания.
Например: 1.Позиция (чья?) Пушкина — неисчерпаемый источник. (управление)
(Чья?) Пушкинская поэзия — неисчерпаемый источник.
2. Их окружали инженеры (какие?) помоложе. (примыкание)
1. Упр. 128. Найти согласованное и несогласованное определение в тексте.
Всем знакома имя великого учёного, поэта Михаила Васильевича Ломоносова.(управление. Несоглас-ное опред-ие). Могучий, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени.(соглас-ное оред-ие). Магический образ Пушкина таит необъяснимый свет его поэтической мысли.(соглас-ое опред-ие). Пушкин есть явление чрезвычайное и единственное явление русского духа. (соглас-ое опред-ие). Внешность Тургенева хорошо известна. (управление. Несоглас-ое опред-ие). Он был красив, высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. (соглас-ое опред-ие). Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей.(управление. Несог-ое опред-е).
2. Упр. 129. Найти в тексте несогласованные определения и заменить их на согласованные.
Язык есть исповедь народа (несогл.). Язык есть народная исповедь(согл.). Мы стояли у клеток с птицами (несогл.). Мы стояли у птичьих клеток (согл.). Над оврагом сияло голубое небе мая (несогл.). Над оврагом сияло голубое майское небо (согл.). Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — это дыхание времени, голос народа (несогл.). Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — это дыхание времени, народный голос (согл.).
3. Прочитать в учебнике понятие о несогласованном определении.
4. Упр. 136. Вставить прилагательные определения.
1. Рос я в _______ глуши. _______ поля, _______ усадьба среди них. Зимой ________ безграничное снежное море, летом — _______ море хлебов, трав и цветов. И _______ тишина этих полей, их _______ молчание.
2. Гроза надвигалась. Впереди ______ лиловая туча медленно поднималась из — за ______ леса. Надо мною неслись ______ облака. ______ ракиты тревожно шевелились и лепетали.
Слова — помощники:
1. Вечной, безграничное, пустынные, загадочная, одинокая, великое.
2. Тёмного, огромная, серебристые, далёкие.
Беседа.
— Что такое согласованное определение?
— Что такое несогласованное определение?
— Как отличить согласованное определение от несогласованного?
— Привести примеры согласованного и несогласованного определения.
— Что понравилось на уроке?
— Что было интересного?
— Что нового вы узнали за урок?
— Какие бы у вас были пожелания?