Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока «Оксиды азота. Азотная кислота»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

 

Генсюр Анна Владимировна учитель высшего уровня квалификации первой категории Лебяжинская средняя школа, район М.Жумабаева СКО

Класс: 10

Оборудование: карточки с заданиями, схемы (Окислительно-восстановительные возможности азота и его соединений, применение азота и его соединений) «Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева», азотная кислота (разбавленная, концентрированная, медь, цинк)

Цель: На основе знаний об азоте изучить свойства оксидов азота, азотной кислоты, особенности взаимодействия концентрированной азотной кислоты с металлами.

Вводимые понятия: селитры, нитриты, нитраты, «царская водка»

Методы и методические приемы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • работа с доской;
  • работа с таблицей;
  • работа с тетрадью.

Ход урока:

  1. Проверка знаний учащихся по теме прошлого урока
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление изученного материала
  4. Домашнее задание

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент… (азот)

Дайте общую характеристику азоту по положению в Периодической таблице химических элементов Д. И. Менделеева.

С какими веществами азот вступает в химические реакции.

Закончите уравнения химических реакций по схемам (у доски 2 ученика выполняют задание остальные работают в тетради)

Ca + ? = Ca3N2

? + F2 = NF3

NH3 + ? = NH4OH

Ag2O + NH3 = ? + Ag + ?

NH4NO3 + ? = ? + NH3 + H2O

NH4Cl = ? + ?

II. Объяснение нового материала

Классификация оксидов азота

Под каждой формулой в столбик запишите основные физические свойства, используя материал параграфа учебника.

Химические свойства

Уравнения реакций, используемые при написании химических свойств оксидов азота и азотной кислоты.

2 NO2 + H2O = HNO3 + HNO2 (азотистая кислота)

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

2NO2 + 2NаOH = NaNO3 + NaNO2 + H2O

Азотная кислота и её соли

А. Полная диссоциация в водном растворе (запишите уравнение реакции)

Б. Разложение на оксид азота (IV), кислород и воду

В. Концентрированная азотная кислота реагирует со всеми тяжёлыми Ме, кроме железа, хрома, алюминия, золота, платины, иридия, родия, палладия с выделением бурого удушливого газа. Ювелиры отличают чистое золото от его сплавов с медью с помощью азотной кислоты. От капли азотной кислоты на поверхности меди появляются пузырьки бурого газа — оксида азота (IV) NО2. (лисий хвост-признак наличия нитрат-аниона т. е. качественная реакция)

Г. Концентрированная азотная кислота при взаимодействии со щелочными и щелочноземельными металлами выделяет газ N2O

Д. Разбавленная азотная кислота реагирует со щелочноземельными металлами, а также с цинком и железом, при этом образуется аммиак и нитрат аммония (NH3; NH4NO3)

Е. Разбавленная азотная кислота реагирует с тяжёлыми Ме, при этом выделяется NO.

Приведём примеры уравнений химических реакций:

А. Концентрированная: Au + 2HNO3 = AgNO3 + NO2 + H2O

Zn + 4 HNO3 = Zn(NO3)2 + 2 NO2 + 2H2O

S + 6HNO3 = H2SO4 + 6NO2 + 2H2O

Б. Разбавленная: 3Ag + 4 HNO3 = 3AgNO3 + NO + 2 H2O

S + 6HNO3 = H2SO4 = 2NO

В литературе вы можете встретить понятие «царская водка» — это смесь 1 части концентрированной азотной кислоты с 3 частями концентрированной соляной кислоты, которая способна растворит даже платину.

III. Закрепление изученного материал

Самостоятельная работа

1. привести реакции получения азотной кислоты из:

1 вариант Азота.

2 вариант Аммиака.

2. Закончить уравнение реакции:

1 вариант Cu + HNO3(конц.) =

2 вариант Cu + HNO3(разб.) =

3. Перечислить все оксиды азота известные вам

1 вариант привести их классификацию и дать им названия
2 вариант определить степень окисления азота в оксидах

4. Осуществить цепочку превращений.

a) Вариант В окислительно-восстановительных реакция указать окислитель и восстановитель.
b) Вариант Дать названия полученным веществам

NO2 → HNO3 →Zn(NO3)2 →O2

IV. Домашнее задание:

Используя схемы рассказать о окислительно-восстановительных возможностях азота и его соединений, применении азота и его соединений№

Категория: