Тема урока: «Что называет слово. О чём расскажет предложение?»
Коровина Наталья Леонидовна учитель начальных классов первая квалификационная категория высшего уровня КГУ «Общеобразовательная средняя школа интернат № 1» СКО город Петропавловск |
Цель: обучение детей правильному согласованию слов в предложении. Учить пользоваться устной речью в разных ситуациях. Закрепить умение детей делить слова на слоги.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Речевая разминка
Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
— Прочитать про себя, в то время как учитель читает в пол голоса.
— Прочитать ещё раз с увеличением темпа. (3 раза)
3. Работа по теме урока
Отгадайте загадку:
Наплетёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (паук)
— Кто такой паук?
Отдельный отряд и отдельный класс — паукообразные. От насекомых пауки отличаются по многим признакам.
У пауков 8 ног, особые передние конечности с ядовитыми коготками. Пауки первыми не нападают. Если паук случайно падает с паутины на человека, нужно аккуратно сдуть его, а не бить — иначе он испугается и может укусить. На брюшке у пауков находятся паутинные бородавки, обычно три пары с помощью которых паук плетёт свою паутину.
Глаз у пауков обычно 8, иногда 6 или совсем редко — 2. Многие самки — заботливые матери. Они плетут из паутины
Сделать звуковой анализ слова ПАУК
Отгадайте загадку:
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может…
— Кто такие муравьи?
Муравьи́ — семейство насекомых. Являются общественными насекомыми.
Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Забирают в рабство муравьёв из других муравейников
Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.
Сделать звуковой анализ слова МУРАВЕЙ
Кто приклеил майским днём
Рукавичку над окном,
Поселил в неё жильцов —
Непоседливых птенцов
Кто такая ласточка?
Городска́я ла́сточка, мелкая птица семейства ласточковых, обитательница скал, легко адаптировалась к жизни в городских условиях. Перелётная птица, зимует в Африке и в Азии. Держится стаями по берегам рек, на склонах гор, лугах, городах с каменными строениями — часто стайки этих птиц можно увидеть сидящими на проводах. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.
Сделать звуковой анализ слова ЛАСТОЧКА
4. Физминутка
Рано утром на полянке (хлопаем)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
5.Чтение текста сказки
Посмотрите на картинки — это герои сказки казахского писателя Ыбрая Алтынсарина
Которая так и называется. Ласточка, паук и муравей. И вы мне её сейчас поможете прочитать.
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец опросил сына:
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
— Паук плетет паутину.
— А вон муравей, видишь?
— Вижу! Муравей несёт хворост.
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
— Я вижу птичку. Ласточка держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину. Ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка собирает травку. Несёт её в своё гнездо, что бы птенцам было тепло.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, а ты создан богом не для того, чтобы бездельничать.
Нужно привыкать трудиться.
— Учитель начинает читать сказку, а дети следят за её чтением. Хорошо читающие ученики читают по одному предложению.
— Где шли отец и сын?
— О ком рассказал отец своему сыну?
— Что делал паук?
— Что делал муравей?
— Что делала ласточка?
— К чему призвал отец своего сына?
— Как вы думаете в чём заключается труд десятилетнего мальчика?
— А где мы с вами должны трудиться?
6. Сопоставления предложений по схемам
На доске схема предложения. Вспомните или найдите в тексте предложения, которые соответствуют данной схеме.
7. Физминутка
8. Работа в рабочих листах:
Посмотрите схемы каких слов показаны у нас на картинке?
— А ещё схемы чего мы видим с вами?
— Глядя на картинку составьте предложения из 3 слов.
А сейчас мы с вами как паучок попробуем плести паутинку. И будем мы это с вами делать в своих листах. Очень аккуратно выводя элементы букв.
(учитель делает показы на доске, прописывают в воздухе)
9. Физминутка
10. Составь рассказ по картинке
— Кого мы видим на картинке?
— Как обобщённо мы можем назвать этих животных и птиц?
А ещё кого увидели?
Кого ведёт девочка?
Как вы думаете, это живой медвежонок, или игрушка?
Как смотрят животные на игрушку?
А теперь давайте пофантазируем, что же случилось на второй картинке. Нам поможет схема предложения.
11. Итог урока
— Что для себя взяли с сегодняшнего урока?
— Чему научила нас сказка Ы.Алтынсарина?
— Что нам сегодня помогало составлять предложения?
Награждение активно работающих детей на уроке
- 13653 просмотра