Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: Абстрактная живопись

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

СК ИПК ППК

 

Оксана Александровна Петрова
г. Петропавловск, Первая гимназия

Тема урока: Абстрактная живопись | фото с сайта livinghealthy.typepad.com

6 класс

Цель: Воспитание творческой, эстетически и духовно развитой личности.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся с творчеством В. Кандинского, Джексона Поллока, с беспредметной живописью, продолжить знакомство с цветовой гаммой, продолжить формировать умения:

    а) анализировать художественное произведение,
    б) выражать свои чувства при помощи цвета;

2. Развивающие: Развивать фантазию, внимание, цветовидение, творческое воображение;

3. Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного, воспитывать эстетического грамотного зрителя и слушателя.

Литература:

  1. Журнал «Художественная галерея» № 29, 66 2006 год
  2. Н. М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», 1998, стр. 3–4

Материалы и оборудование:

  1. Гуашь, альбомы, кисти, непроливашки, тряпочки, палитры
  2. Магнитофон, запись «Симфония № 2 (1 ч)» А. Скрябин
  3. Репродукции картин В. Кандинского, Д. Поллока
  4. Цветовой круг
  5. Цветные карточки (основные и составные цвета и их оттенки)

Ход урока

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

2. Изложение нового материала

Учитель: — Сегодня мы с вами познакомимся с направлением в искусстве, которое называется абстракционизм.

— Абстракционизм — это направление в изобразительном искусстве 20 века, для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах. К этому направлению относится живопись русского художника Василия Кандинского и американского художника Джексона Поллока.

Заслушивание сообщений о художниках.

  • Василий Васильевич Кандинский (4.12.1866 — 13.12.1944 гг.)
  • Джексон Поллок (28.01.1912 — август 1956 гг.)

3. Практическая работа

1) Учитель: — Представьте, что вы художники — абстракционисты и хотите написать картину. Но так как мы это делаем впервые, то давайте обратимся за помощью к музыке. Мы прослушаем 1 часть симфонии № 2 А. Скрябина и попробуем выразить чувства, которые она вызовет при помощи цвета. В этом нам помогут цветные карточки, которые лежат у вас на столах и цветовой круг.

— На какие группы делятся цвета? (холодные и теплые)

— Во время слушания произведения выберите карточки с теми цветами, которые, как вы считаете, подходят к главной и побочной партиям симфонии.

После прослушивания один из учеников сделает разбор произведения по схеме:

  1. Средства исполнения
  2. Тип изложения музыки
  3. Форма
  4. Темп
  5. Характер
  6. Образ (На сегодняшнем уроке нужен этот пункт? — Нет.)

2) Слушание № 1 и разбор симфонии по схеме (запись в тетрадях)

Учитель: — Мы прослушали и разобрали музыкальное произведение. Скажите, главная и побочная партии у вас получились в одной цветовой гамме? (Нет)

(запись на доске и в тетрадях)

— Главная партия — холодная гамма — синий, фиолетовый, сине-зеленый

— Побочная партия — теплая гамма — розовый, нежно-розовый, как лучик солнца в бурю.

Слушание № 2.

Учитель: — Вы слушаете второй раз и показываете ваше настроение, ваши чувства при помощи цвета. Можно показать чувства, которые вызвала вся симфония, а можно разделить по партиям.

3) Практическая работа.
Во время второго слушания дети показывают на листе бумаги настроение, которое вызывает у них звучащая музыка, используя при этом только цвет, а не образы или формы. После окончания работы все рисунки вывешиваются на доске, получается общая картина.

4. Итог урока

1) — Нравится ли вам картина, которая у вас получилась?
— Какие чувства она у вас вызывает?
— Какое настроение у вас появляется при рассматривании картины?
— Подходит ли ваша картина к симфонии А. Скрябина?

2) — Что нового вы узнали на уроке?

Учитель: — Вы сегодня попробовали выразить цветом чувства, которые вызывает музыка, свое личное и общее (всего класса) восприятие звуков через цвет и это у вас получилось просто замечательно! И хотя вы все разные, но музыка вызвала у вас одинаковые чувства, эмоции и даже приемы письма и цветовую гамму. Это просто замечательно, что в вашем классе столько единомышленников! Благодарю вас за работу.

5. Домашнее задание

— Дома вы постараетесь подобрать образ к этому произведению и принесете рисунок на следующий урок.

— До свидания.