VI международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

Тема: «Соли. Состав и химические свойства солей»

Шестой международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежьяя

 

 

Масленникова Оксана Михайловна учитель химии и биологии, стаж 10 лет, вторая категория КГУ «Сокологоровская средняя школа» района имени Габита Мусрепова, СКО

Масленникова Оксана Михайловна

Цель: Опираясь на определение солей, показать их состав, вспомнить валентности металлов и кислотных остатков. Знать и дальше развивать умение составления формул. Знать название солей. Умение учиться разделять вещества на химические классы. Уметь правильно читать формулы.

Ход урока

І. Организация класса

Здравствуйте. Ребята, сегодня на уроке будут присутствовать гости. Надеюсь, это не будет вас смущать, и вы в течении урока покажите свои хорошие знания и умения.

А сейчас давайте повторим домашнее задание.

ІІ. Опрос домашнего задания

1. Дать определение кислоты.
2. Какие кислоты вы знаете? Напишите на доске их формулы. Мы знаем, что Ме можно расположить в ряд активности.
3. Как расположены Ме в ряду активности и в чем здесь сущность? (Ме расположены в соответствии с их химической активностью; Ме, стоящие до Н2 — вытесняют его, а стоящие после Н2 — не вытесняют его из кислот.)
4. Применяя эти знания, напротив этих формул давайте напишем химические свойства кислот.

ІІІ. Новая тема

1. В любой реакции вы говорите, что образуется соль и вода, соль и водород. Давайте вместе дадим определение, что же такое соли.

Соли — это сложные вещества, состоящие из атомов Ме и кислотных остатков.

Тема нашего урока — соли.

Цель урока — познакомиться с понятием — соли, уметь составлять формулы солей, применяя валентности Ме и кислотных остатков, правильно читать новые формулы. На основе своих знаний, уметь разделять вещества на химические классы.

Физические свойства солей: Соли — это кристаллические вещества. Часть из них хорошо растворимы в воде, часть — малорастворимые, а часть вообще не растворимы. Это мы можем узнать из таблицы растворимости, и обозначаем стрелочкой в низ

Показать: поваренная соль, питьевая сода, медный купорос и удобрения.

2. Как вы составляли химические формулы? Что учитывали при их составлении? (валентность Ме и кислотных остатков)
3. Сегодня мы рассмотрим некоторые хим. свойства солей.

Хим. свойства солей:

1) Соль + Ме = нов. соль + свободный Ме.
Fe + 2KCl → FeCl2 + 2K

Какой здесь тип хим. реакции?

2) Соль + соль = две новые соли.
2KCl + BaSO4 → K2 SO4 + BaCl2
CaCl2 + ZnSO4 → CaSO4 ↓+ ZnCl2

Какой здесь тип хим. реакции?

— Иногда при образовании новых солей, некоторые новые соли могут выпадать в осадок.

— Как мы можем это узнать? (Посмотреть в таблицу растворимости)

— И эти соли мы отметим стрелочкой вниз (I).

— Проработаем уже имеющиеся соли.

— С другими химическими свойствами солей мы познакомимся позже, на дальнейших уроках.

— Какую роль играют соли для живых организмов?

Растворы солей играют важную роль в живой природе. Недостаток определенных солей в почве приводит к угнетению растений. Поэтому многие соли применяются в качестве минеральных удобрений для сельскохозяйственных культур. Например, азотистые удобрения — необходимы стеблям и листьям; фосфорные и калийные удобрения — необходимы плодам, клубням, также стеблям и корням. И недостаток определенных минеральных веществ приведет к угасанию растения. Доля солей в организме человека достигает 5,5%. Они входят в состав клеток, костей и тканей, участвуют в процессах обмена вещ-в живых организмах. Но, не смотря на необходимость солей для нормальной жизнедеятельности организма, избыточное употребление солей ведет к различным заболеваниям: это могут быть отложения солей в костях человека, или в виде песка или камней в каких-либо органах (камни в желчном пузыре, печени, почках).

Велика роль солей в промышленности. Их используют при получении Ме и других важных химических веществ; например, для изготовления клея, мыла, туши и др. веществ.

ІV. Закрепление материала

Мы знаем, что существует 4 класса хим. Соединений

оксиды         кислоты         соли        основания

С тремя классами мы с вами уже познакомились и первое задание «Винегрет»:

1. Из приведенных веществ выписать отдельно формулы оксидов, кислот, солей (каждой группе свой класс). Правильно прочитать формулы и расставить валентности веществам.

Дать 2 карточки.

KCl Na2 SO4 SO3 HNO3 Al2 O3 H3 PO4 FeS P2 O5 H2 SiO3

2. стр. 95 № 5. Составьте формулы следующих солей:

сульфат калия K2 SO4
фосфат натрия Na3 PO4
нитрат бария Ba(NO3)2
сульфид цинка ZnS
хлорид меди (І) CuCl
сульфат меди (ІІ) CuSO4

3. стр. 95 № 7 — 1 и 2 столбик. Закончите уравнения хим. реакций и расставьте коэффициенты:

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                                   Hg + FeCl2 → HgCl2 + Fe
Zn + 2AgNO3 → Zn(NO3)2 + 2Ag                         3Mg + 2AlCl3 → 3MgCl2 + 2Al

4. Физ. минутка

5. Отгадаем кроссворд:

1. Заряд этого вещества +24? (хром)
2. Благодаря этому веществу происходят реакции окисления? (кислород)
3. Реакция, в которой взаимодействуют два сложных вещества, называется? (реакция обмена)
4. Что это за соль ZnSiO3? (силикат цинка)
5. Как называются вещ-ва, используемые для подкормки растений? (удобрения)

V. Итог урока

1. Дать определение солям.
2. С какими солями вы сегодня познакомились?
3. На доске написано высказывание «Мы есть то, что мы едим».
Как связать это высказывание с химией, в частности с нашей темой?

Домашнее задание: 35 стр. 93–95; № 6; № 7 (3 столбик) стр. 90 — таблица.

Категория: