Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: «Проблема поиска счастья в сказке Андрея Платонова „Волшебное кольцо“»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мукашева Елена Вацлавовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Краснокаменская основная школа» СКО Тайыншинский район, село Краснокаменка

Тема: «Проблема поиска счастья  в сказке Андрея Платонова «Волшебное кольцо»

Тип урока — урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока — исследование

Цель урока: через осуществление поисковой деятельности способствовать осознанию учащимися философского смысла

Задачи:

  • способствовать познанию учащимися идейно-художественного своеобразия и глубины произведения; формировать навыки исследовательской деятельности текста;
  • развивать познавательно-аналитическую сферу учащихся, опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах;
  • нравственное воспитание школьников на примере счастья Семена

Ход урока

— Добрый день, ребята.

I. Организационный этап (2-3 мин) Эмоционально-психологический настрой.

— Дорогие ребята, я предлагаю вам поиграть. Игра новая, интересная Паутинка-разминка или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» — это вопросы из разных областей знаний

— Становимся в кружок ребята. Я бросаю мяч, кому он достанется, тот и отвечает на вопрос:

— Вопрос:

— За сколькими зайцами нельзя угнаться? Посмотрите, какие веселые зайчата. (За двумя.) Правильно, вы справились. Вы видите перед собой охотника, который не может выстрелить сразу в двух зайцев.

— Какая нога собаке ни к чему? (Правильно, пятая.)

— Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

— Сколько букв в русском алфавите? (верно, 33)

— Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.) Молодцы вы справились.

— Какой сегодня день? (Пятница, 11 декабря)

Правильно, одиннадцатое декабря... Дорогие ребята, обратите внимание на удвоенное — нн: одиннадцатое декабря.

Проверка готовности учащихся к уроку

Учитель: (2-3 мин)

Каждый человек мечтает о счастье, но не каждому это дается. Тогда люди сочиняют сказки. Сочинил такую сказку и русский писатель Андрей Платонов.

— Ребята, обратите внимание на портрет Андрея Платонова. Родился он 1 сентября 1899 года. Всмотритесь в портрет Андрея Платоновича. Что можно сказать о его глазах? (у него красивые задумчивые глаза; грустный взгляд)

— О чём говорит его взгляд? (он смотрит так проникновенно, как будто проникает в душу каждого из нас; у него взгляд умного человека, его глаза излучают добро)

— В своей сказке писатель поднимает проблему счастья, вы отметили грусть в его глазах, а был ли счастлив сам Платонов?

(У него было тяжёлое детство и нелёгкая судьба. Жизнь его не была счастливой и вся была пронизана неприятностями и потерями. Он пережил гражданскую войну, Великую Отечественную, гонения властей, ему посчастливилось не попасть в лагеря, однако за это он заплатил жизнью собственного сына).

— Да, ребята, Андрею Платонову пришлось пережить самое страшное — смерть ребёнка.

— Как вы думаете, почему писатель обращается к сказке? (чтобы воплотить в сказке то, чего ему не хватало в жизни; потому что с сказке живёт добро, вера в справедливость, сказка дарит надежду на лучшее).

— Действительно, ребята, Андрей Платонов не терял надежды. И его пророческие слова: «Мы ещё будем счастливы!» побуждают и нас, несмотря ни на что, любить жизнь и верить. В этом сила текстов великого писателя.

— Познакомились с портретом, молодцы.

— Сегодня мы обращаемся к сказке Платонова «Волшебное кольцо»

II. Актуализация опорных знаний (1-2 мин)

— Мы много путешествовали по сказкам, познакомились со сказочными героями. Зачем же люди сочиняют сказки?

(В сказках люди выражают желаемое, свои мечты, представления о счастье.)

— А что ребята значит слово счастье? (здоровье, богатство, когда тебя любят, понимают, когда у тебя есть верный друг, когда рядом родители)

— Кто становится героями сказки Платонова? (обыкновенные люди: крестьяне, сироты, обездоленные люди)

— Кто является главным героем сказки «Волшебное кольцо»?

— Что искал Семён? (счастья)

— Как он добивается счастья? (Семён добивается счастья с помощью собственных сил, высоких душевных качеств)

— Какими высокими духовными качествами он обладал? (честность, бескорыстие, помощь нуждающимся, почитание и забота о старших, забота о животных)

— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока (Проблема поиска счастья в сказке)

— Да, мы будем говорить о счастье.

III. Целеполагание

— Сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы:

— Каким представляет свое счастье каждый из героев А. П. Платонова?

— Идеал какого героя близок самому писателю?

— Совпадают ли идеалы Платонова с идеалами русской народной сказки?

— Что такое счастье?

IV. Исследовательская работа учащихся

— Переходим к исследовательской работе. Ребята, мы поделись на 4 минигруппы по цветным стикерам и по количеству главных сказки «Волшебное кольцо» (по двое) .

Каждая группа получает карточки с вопросами — они на столе, которые помогут найти ответ на вопрос «В чем заключается счастье данного героя сказки?», составить кластер и представить результаты.

— Ещё одна группа — это эксперты, которые должны обобщить полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового и философского словарей ответить на вопрос «Что такое счастье?»

— Вспомним правила работы в группе:

1. Не перебивать друг друга
2. Уважать мнение друг друга.
3. Помнить о времени
4. Участие в работе каждого

1. Самостоятельный поиск ответов на вопрос: В чем счастье героев сказки Платонова? (5 мин)

— Приступаем, ребята, к работе. Помните, время ограничено (5 мин) (работают)

— Итак, ребята. Время вышло. Предоставим слово группе «Семён», а другие группы оцениваем полноту ответов и эстетичность оформлении кластера. К кластеру групп, которые вам понравились больше всего вы можете прикрепить звезду.

Группа «Семен»

—  Связывает ли он понятие счастья с деньгами? (нет, своё счастье Семён прежде всего видит в благополучии своих близких, в помощи нуждающимся, в защите слабых, в любви)

—  Изменился ли Семен, когда стал богатым? (Нет. Семён использует кольцо, только чтобы обеспечить себя и мать пищей и убедить её идти к царю сватать царевну. Изначально герой получил с помощью кольца часть пропитания, а остальное достал собственным трудом: «Половину муки Семён продал и купил на все деньги говядины..»

—  Как он мог распорядиться богатством? А что он делал? (Герой не думает о получении каких-то ещё благ. Семён мог бы попросить большего, но запросы у него скромные. Ему важно получить только самое необходимое. Он не пренебрегает силой волшебного кольца).

—  Зачем Семен строит дворец? (После того, как Семён понял, что он бедный не пара богатой царевне, строит дворец, чтобы уровнять их социальное положение).

—  Хотели бы вы жениться на царевне или выйти замуж за царевича? (нет).

—  А почему нет? Ведь это престижно? (потому, что у нас разные интересы, привыки, разный образ жизни, разные восможности, в общем это неравный брак)

— Хорошо, ребята, а что такое неравный брак? (богатый и бедная, старый и молодая)

—  Как вы думаете, этот брак будет удачным? (если не ставить во главу богатство, а если богатая девушка захочет дорогую машину, ежедневно покупать наряды, дорогую шубу, а парень бедный и не сможет этим её обеспечить — начнутся разногласия, ссоры ).

— А вы бы решились на такой брак? (нет, чтобы было счастье надо выбирать себе пару своего возраста и своего круга).

—  Кому отдает Семён самую лучшую комнату в своем дворце? (матери, и ещё велит постелить ей пуховую перину)

—  Какое качество характера Семёна здесь проявляется? (забота, уважение к родителям)

—  Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь? (в служении ближнему, когда живёшь в мире и согласии с окружающими, когда тебя окружают верные друзья, когда поступаешь или живёшь по совести)

—  А всегда ли мы поступаем по совести? Хотели ли бы вы что-то изменить в своём характере? ( )

—  Я думаю, что каждый из нас хочет стать лучше.

— В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.

«Семён на самосильной машине каждый день наведывается в соседнюю деревню, по хрустальному мосту дорога туда близкая стала. Слышно, Семён из той деревни жену себе берёт, живёт там одна девушка-сирота, прекраснее той царевны, вот её и сватает Семён. Должно, так и будет — женится Семён на сироте, пойдут у них дети»

— Ваш вывод: счастье нашего героя (Семёна) в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим.

— Действительно, Семён хочет простого человеческого счастья.

— Группы, ответ принимаете? Хорошо, переходим к группе «Мать Семёна»

Мать Семена

—  Какой она была до получения богатства? (мать Семёна крестьянка, живут очень бедно, спят на соломе, голодают. Она заботится о сыне, переживает за него. Когда он отдает последние деньги за собаку, мать просто говорит, что «глупый ты у меня, нам самим-то есть нечего», но при этом не ругает). Значит она согласна с тем, что он поступил правильно?

—  Ребята, а если бы вы оказались в такой ситуации, вы бы как поступили? Спасли бы животных или обрекли на смерть?

—  О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена? (мать Семёна мудрая женщина. Она понимает, что богатый бедному не пара, что они не ровня, что не будем им счастья. Она боится, что над ним насмеются и надругаются, а потом накажут — казнят. Она заботится о его благополучии и счастье.)

—  Меняет ли богатство мать Семёна? Какие качества характера проявляются в ней? (решимость, бесстрашие; агрессивность (пнула кошку с собакой); Бесцеремонность, бестактность, грубость (говорит, царь, а чай пить не умеет); гордыня высокомерие — (гордится сыном, говорит что его даже 10 царских сыновей не стоят)

—  В чем теперь для нее счастье? (сын стал для неё кормильцем, опорой, гордостью)

— Вы к какому выводу пришли? У нас нет однозначного ответа. Я считаю, что мать делает все для счастья сына. А я, что мать под влиянием богатства становится высокомерной и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни.

— Скажите, я что значит слово «высокомерие? (это гордыня, пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними, когда смотришь на людей как бы свысока)

— Могут ли эксперты подтвердить это статьёй из Толкового словаря Ожегова?
(ВЫСОКОМЕРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна. Презрительно надменный. В. взгляд. || сущ. высокомерность, -и, ж.)

— А легко ли жить с высокомерными людьми? Как вы считаете? Когда человек невоспитан, эгоистичен.

— Конечно, это сложно. Таким-то людям и самим-то трудно. Возможно, кто-то знаком со словом «эгоизм», а кто-то нет.

— Обратимся к нашим экспертам:

(ЭГОИЗМ — это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих)

— Ответ принимаете, группы? Дополнения, вопросы есть? (Саша должна сказать: А м не кажется, что мать просто может чувствует свою вину перед сыном за случившееся, ведь если бы она тогда отказалась сватать Семёна, ничего бы не произошло, и поэтому решила больше не вмешиваться в его жизнь).

— Группа «Мать Семёна», замечание принимаете? Хорошо.

Переходим к следующей группе «Царь и царица»

Царь и царица

—  Какие люди царь и царица? (высокомерные, расчётливые, хитрые. Они даже не заметили мать Семёна, когда она пришла)

—  Каково их отношение к другим? (пренебрежительное отношение к людям, смотрят на людей свысока). Найдите в тексте доказательства вашей мысли. («Мы в женихах как в сору роемся», — говорит Царица)

—  Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена? (грубость, невоспитанность, эгоизм)

—  Какое качество характера их объединяет? (высокомерие )

—  Похожи ли их представления о счастье? (Да, и царская семья и мать Семёна, считают, бедный богатому не пара)

—  Чего НЕТ в понимании счастья этими героями? (они не ставят во главу интересы других, а только свои собственные).

— В чем же состоит счастье царя и царицы? (в богатстве)

— Группы согласны с мнением выступивших. Вопросы есть к ним? Переходим к следующей группе

Царевна

—  О каком женихе мечтает царевна? (Жених должен быть богат)

—  Почему так легко она променяла Семена на Аспида? (Она с Семёном несчастлива, не любит его)

—  Как вы думаете можно ли стать счастливым в браке, в котором нет любви? (нет, без любви не будет счастья)

—  Смогли бы вы ребята решиться на такой брак?

— Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему? Она герой — бесхарактерный: её выдают замуж, она пассивно воспринимает это событие, не пытается ничего изменить. Она не видит разницы между крестьянином и членом царской семьи, встретив Аспида, сразу поддаётся его уговорам, пленившись яркой внешностью.

— Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла? (Во рту было кольцо, а не доверяла она Аспиду).

— Скажите, ребята, а можно ли стать счастливым с человеком, которому ты не доверяешь? (ответы детей) Конечно же нет. Предательство — это всегда страшно.

—  ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?( для неё важна физическая красота, а то, что у человека в душе — неважно)

—  Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла. «Ой, кто-то!-подумала царевна. — Да он лучше Семёна! Вот бы мне в женихи такого, когда я девкой была!»

— Каково представление Царевны о счастье? К какому выводы пришли вы? (царевна искала счастья в богатстве и престиже, её предательство Семёна обернулось для неё несчастьем)

3. Заслушаем группу экспертов (3 мин)

Ребята работали над такими вопросами:

Эксперты:

Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на Толковый словарь русского языка.
(СЧАСТЬЕ, — Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача.
Нашли ли герои свое счастье? Почему? Мы думаем, что самым счастливым оказывается Семён. Мы считаем, что по настоящему счастливым может стать только тот, кто имеет доброе сердце.
Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье? (все люди разные, и представление о счастье у них оказалось разным)
На чьей стороне автор? Докажите. Автор на стороне Семёна
Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство: СЧАСТЬЕ = ДОБРО = ? (НРАВСТВЕННОСТЬ = ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ

— Ваш вывод: Добро и зло — морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей... Под Д. понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания...

Благодарю вас за работу и предлагаю вас оценить друг друга. (,,,,,,,) Отличный результат!

4. Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы. (3 мин)

—  Чем обычно заканчиваются волшебные народные сказки? (в сказке добро побеждает зло)

—  Есть ли концовка в сказке А. Платонова?

(Финал открыт, а читатель сам может додумать, чем все закончится)

—  Оставляет ли автор своему герою надежду на счастье? (да, он предлагает Семёну жениться на сироте, появятся дети... и возможно он будет счастлив)

—  В рассказе «Афродита» Платонов написал: «В стремлении к счастью для одного себя есть что-то низменное и непрочное; лишь с подвига и исполнения своего долга перед народом... начинается человек, и в этом состоит его истинное счастье..»

—  Совпадают ли идеалы счастья у народа и писателя? О каком счастье мечтал писатель? (О личном или об общем?)

—  Да действительно. Добрая сказка «Волшебное кольцо» Андрея Платонова рождена его добрым сердцем, ведь он ещё подростком «понял, что всё делается... И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и их всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце. Теперь исполняется эта заветная мечта»

— Какой урок мы можем из всего сказанного извлечь? (Чем больше счастья мы приносим в мир, тем лучше себя чувствует каждый человек, тем счастливее он становится«)

5. Обобщение материала.

—  Нашли ли мы ответы на свои вопросы?

— Почему важно быть счастливым?

(изливает счастье на окружающих, жизнь приобретает смысл, только счастливый человек может любить по настоящему, ты умеешь наслаждаться чем-то)

6. Урок заканчивается маленькой творческой работой учащихся. (2-3 мин) (Эссе)

— На нашей доске размещено несколько высказываний о счастье, сформулированных великими людьми. В них отражены те представления, которые проверены временем.

• Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее. (Дейл Карнеги)
— Внимательно, ребята посмотрите на доску. Запомните эти цитаты. Они нам будут нужны и в написании эссе, и в рассуждениях.
• Счастье, поделенное на двоих, умножается. (Леонид С. Сухоруков)
• Счастье — это не жизнь без забот и печалей, счастье — это состояние души. (Ф. Э. Дзержинский)
• Кто видит счастье в обретении материальных благ, те никогда не смогут стать по-настоящему счастливыми. (Али Апшерони)
• Единственное истинное счастье в жизни — это жить для других. (Лев Николаевич Толстой)

7. Минутка релаксации (под спокойную музыку 1 мин)

— Ребята, вы устали? Отдохнём.

— Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе счастье. У всех оно разное. Нарисуйте себе его мысленно. Оно как солнышко светит нам. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к нему. Но что это? На вашем пути вдруг выросли колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к счастью. И вот оно. Такое нежное, ласковое, тёплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать счастье в руках?

— А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть счастье навсегда поселиться в ваших сердцах и никогда вас не покидает.

— Будьте счастливы!

— А теперь и мы попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: что такое счастье? (3 мин)

— Свои ответы, я предлагаю оформить на стикерах и прикрепить к нашему волшебному кольцу.

8. Рефлексия (3 мин).

— Сегодня на уроке мы проведем ещё такую интересную рефлексию называется «Яблоня, яблоки, листья, цветы».

— Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

• Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды — яблоки.
• Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше — прикрепите цветы.
• Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес — зеленые листочки.

— Спасибо огромное, молодцы.

IV. Домашнее задание ребята:

Напишите пожалуйста, эссе на тему «Чтобы я сделал( а), если бы у меня появилось волшебное кольцо»

VI. Выставление оценок.

Категория: