Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Букенова Галия Алгужаевна учитель математики, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя школа № 4 г. Тайынша» Тайыншинский район, СКО

Тема: Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

Цель: введение понятия отрицательного числа;

Задачи:

1) научить определять положение точки на координатной прямой;
2) развивать логическое мышление учащихся, практические умения и навыки учащихся;
3) воспитывать внимательность, аккуратность, любознательность;

Критерии успешности:

Я знаю, какое число называется отрицательным.
Я знаю, какая прямая называется координатной прямой.
Я могу изобразить положительные и отрицательные числа на координатной прямой.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: интерактивная доска

Ресурсы: ватман, маркеры, фломастеры, стикеры

Класс: 6

Ход урока:

1. Организационный момент

А) Приветствие
В) деление на 3 группы (карточки с примерами на ранее изученные темы)
С) создание коллаборативной среды — проведение тренинга «Знакомство» (представить себя и на первую букву своего имени, охарактеризовать себя словом, начинающимся с этой буквы)
Д) раздача листов самооценивания, составление вместе с учащимися критериев оценивания (лист самооценивания выводится на интерактивную доску для объяснения)

Ф. И._________________________ __Класс_____

№ п/п

Этап работы

Балл

Сумма баллов

1

Прием «Ассоциации»

 

 

2

Самостоятельное изучение темы

 

 

3

Объяснение темы классу

 

 

4

Синквейн

 

 

5

Пример  на закрепление темы (свой)

 

 

6

Практическая работа

 

 

7

Прием «Верю, не верю»

 

 

32–35 баллов — «5»
25–31 балл -«4»
15–24 балла — «3»
Менее 15 баллов — «2»

2. Прием «Ассоциации»:

А) какие ассоциации (впечатления) у вас вызывает слово положительный?
В) какие ассоциации у вас вызывает слово отрицательный?
С) Какие ассоциации вызывает слово равнодушный?
Д) Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

3. Самостоятельное изучение темы:

А) в группах самостоятельно изучают тему (вместе читают, объясняют друг другу)
В) затем представитель одной группы объясняет тему всему классу у доски
С) представитель другой группы приводит примеры на применение положительных и отрицательных чисел (объясняет у доски)
Д) третья группа составляет синквейн на эту тему
(по результату жеребьевки)

4. Закрепление темы

Работа с применением интерактивной доски (выполнение упражнений из учебника — с каждой группы выходят к доске желающие, выполняют упражнения с объяснением классу, остальные выполняют в тетрадях): № 264, 265, 266, 267, 268, 286,288. (задания на знание, понимание, применение по таксономии Блума).

5. При выполнении 3–4 упражнения каждой группе раздаю карточку с усложненным заданием — задание на опережение для выявления талантливых и одаренных

(кто в группе сможет выполнить это задание — выходит к доске и объясняет классу).

6. Тренинг «Радуга»

7. Прием «Верю, не верю»

(одной паре учащихся из группы раздаются таблицы, в которых содержится информация о положительных и отрицательных числах: исторические факты, интересные сведения, применение. Эти сведения могут быть как истинными, так и ложными. Напротив каждого высказывания ученик должен поставить «+» — верю (истинное высказывание, «-» — не верю (ложное высказывание). Другой паре учащихся из группы раздается лист с информацией по данной теме, ознакомившись с которой он сможет проверить, насколько правильно учащиеся ответили на вопросы. С помощью этого задания можно проверить, насколько учащиеся владеют информацией об отрицательных числах, области их применения, а также выяснить, кто из учащихся интересуется дополнительной литературой по математике.).

Верю, не верю

№ п/п

Высказывание

Верю – «+», не верю – «-»

1

Верите ли вы, что в Древней Греции отрицательные числа не использовались?

 

 

2

Верите ли вы, что Диофант умел умножать отрицательные числа еще в 3 веке?

 

3

Верите ли вы, что впервые отрицательные числа были узаконены в Японии?

 

4

Верите ли вы, что в Древней Индии отрицательные числа трактовались как долги, недостача?

 

5

Верите ли вы, что в Европе отрицательные числа называли «ложными»?

 

6

Верите ли вы, что наглядное представление на числовой оси отрицательные числа получили только в 19 веке?

 

7

Верите ли вы, что полная теория отрицательных чисел была создана только в 20 веке?

 

8. Прием «Перепутанные логические цепочки»:

Используя материал параграфа учебника (новая тема) учащимся предлагается собрать из перепутанных слов определение, высказывание, предложение. Это задание помогает определить внимательность чтения параграфа при самостоятельном изучении новой темы, развивает память, логику мышления. Это задание выполняет каждая группа — по одному высказыванию. Затем проверяем на доске.

9. Творческое домашнее задание: § 8, § 9, № 284, 287 (Алдамуратова Т. А., Байшоланов Т. С.); записать показания термометра в различное время суток (привести пример таблицы на доске).

10. Итог урока 

Составление кластера, на котором необходимо коротко изобразить то, что изучили на уроке в виде схем, рисунка, таблицы и т. п. на усмотрение учащихся. Критерии, предъявляемые к кластеру: полнота информации, четкость изображения, рациональное использование ватмана, доступность изложения. Затем каждая группа защищает свой кластер. Другие группы внимательно слушают, дают две звезды за кластер и одно пожелание. Выставление оценок в листах самооценивания.

11. Рефлексия 

Обратная связь. На стикерах написать пожелания — что понравилось на уроке, что взяли с урока, что вызвало затруднения.

Сегодня на уроке:

  •  я научился…
  •  было интересно…
  •  было трудно…
  •  мои ощущения…

Приклеить на доску под знаками плюс или минус.

12. Поблагодарить учащихся за урок.

Категория: