IV международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Тема: «Оперное искусство композиторов Казахстана»

III международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья
 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Байназарова Ж.Т.
учитель музыки
Школы-гимназии № 68
г. Алматы

Опера  «Биржан и Сара» | Фото с сайта  gatob.kz

Опера М.Тулебаева «Биржан и Сара»

Тип урока: урок формирования новых знаний, комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с жанром опера, на примере оперы М.Тулебаева «Биржан и Сара».

Задачи урока:

  • образовательная — знакомство с жанром «опера»;
  • развивающая — развитие музыкального мышления у учащихся;
  • воспитательная — воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине

Виды детской музыкальной деятельности:

  • восприятие музыки.
  • музыкально-познавательная деятельность

Формы:

  • коллективная, индивидуальная

Методы:

  • Словесно-наглядный, частично поисковый, наглядный.

Наглядные пособия:

  • фотографии, иллюстрации композиторов, оркестра, дирижера, театра оперы и балета.
  • фонохрестоматия.

Оборудование:

  • Фортепиано, магнитофон,CD диски, видеопроектор.

Репертуар:

1. Отрывки из оперы Е. Г. Брусиловского «Биржан и Сара»
2. Закрепление казахской песни «Ақ көгершін» слова Н.Баймухамедова, музыка А.Жубанова

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие

Вход детей в класс. Музыкальное приветствие.

II. Познавательный этап

Учитель: Как вы думаете, чем отличается опера от балета?

Дети: В опере — все поют, а в балете все танцуют.

Учитель: молодцы

История создания оперы. Опера родилась в Италии в 1600году, в городе Флоренция, братьями Медичи.

Шел 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояла свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи — Марии. Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, во дворце собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры, известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монтеверди. Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее (Грустная история юных влюбленных) (рисунок). Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров. Люди услышали музыку речи. Получилась речевая мелодия — речитатив. Это была удачная находка. Она положила начало созданию произведений, которые стали называть, оперой, что означало по-итальянски «труд, сочинение».

Значение термина «опера». «Опера — это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Опера — это соединение всех музыкальных искусств в одном музыкальном спектакле». Первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.

Учитель: Значит что такое речитатив — это диалог под музыку, «говорю нараспев».

Клаудио Монтеверди стал чередовать речитативы с распевными мелодиями. Эти мелодии стали называться «ариями». Ария — это напевная мелодия с широким голосом и дыханием (что по-итальянски означает «воздух»). Сольные номера в опере нужны, чтобы раскрыть характер действующих лиц. Так возникла опера — самый сложный из всех видов музыки жанр.

Учитель: Чем отличается речитатив от арии?

Дети: В арии распевно поют мелодию, а в речитативе герои бросают короткие фразы — реплики.

Учитель: Давайте вспомним, что такое хор?

Дети: Хор — это коллективное пение.

Учитель: А для чего нужен в опере хор? Чтобы изобразить войско, толпу народа, рабочих, и иных массовых участников спектакля. Опера неразрывно связана с балетом, танцовщики не поют, а только танцуют. Танцы украшают оперное действие. Опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя — дирижёра.

Учитель: А кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр — это руководитель оркестра

Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром дирижёрской палочкой и с помощью дирижерских жестов дирижер управляет всеми музыкантами-исполнителями: оркестром, певцами и хором.

В основе любой оперы, так же как и в балете, лежит какое-либо литературное произведение, литературный сюжет называется это либретто (с итальянского «книжечка»). Любая опера начинается с музыкального вступления — увертюры. Увертюру называют еще «музыкальным конспектом».

У нас в г. Алматы есть «Государственный Академический театр оперы и балета имени Абая», который был открыт 13 января 1934 года на базе, основанной за год до этого музыкальной студии. Первое представление состоялось в 1934 году, музыкальная комедия «Айман и Шолпан» на либретто М.Ауэзова. Так же в 1934году состоялась премьера первой казахской оперы «Кыз Жибек» Е. Г. Брусиловского, сразу же покорившей сердца казахстанцев.

Учитель: А кто из вас ходил на оперу или балет?

(Ответы учащихся)

Успех первого спектакля был закреплен следующими операми: Е. Брусиловского — «Жалбыр» (1935) и «Ер-Таргын» (1937). Вершинами казахского оперного искусства, несомненно, являются опера «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди (1944), и опера «Биржан и Сара» М. Тулебаева (1946). Эти произведения представляют собой новое явление, благодаря сложным вокальным партиям, которые не ограничиваются лишь «цитированием» народной музыки (как в первых операх). В них присутствуют практически все оперные формы — арии, речитативы, дуэты, ансамбли, хоры, танцы, развернутые инструментальные эпизоды. Особое место принадлежит двум выдающимся произведениям 70-х годов — операм «Алпамыс» Е. Рахмадиева и «Енлик-Кебек» Г. Жубановой. В разное время на сцене ГАТОБ им. Абая были поставлены оперы русских композиторов («Евгений Онегин», П. Чайковского, «Иван Сусанин» М. Глинки, советских композиторов и зарубежных классиков («Аида» Дж. Верди, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и др.

Учитель: Когда зрители приходят в оперный театр, они, прежде всего, приобретают театральную программку. Я тоже сегодня вам раздам такие театральные программки. Посмотрите, с какой оперой мы с вами будем сегодня знакомиться?

Сегодня мы познакомимся с казахской оперой «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева в 4 действиях.

Учитель: А как называют человека, который пишет музыку?

Дети: Это композитор.

Учитель: правильно, молодцы.

Выдающийся казахский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, один из авторов гимна Республики Казахстана (совместно с Е.Брусиловским и Л.Хамиди 1992–2006). Мукан Тулебаев родился и вырос в ауле Карашыган, Алматинской области. За свою короткую жизнь М.Тулебаев успел создать более 100 музыкальных произведений. В 1942–1944 — дирижёр оркестра народных инструментов в Алма-Ате. В 1951 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции (фото композитора). Опера «Биржан — Сара» является вершиной его творчества и самым заметным достижением казахской музыкальной культуры ХХ века. Мукан Тулебаев — один из талантливых композиторов, внесших вклад в развитие и обогащение казахской музыкальной культуры. Сам Мукан Тулебаев писал: «В опере «Биржан и Сара» я стремился передать благородные романтические чувства героев, высокие патриотические мечты народа. Народное творчество — неиссякаемый источник вдохновения для каждого из нас».

Автор либретто — писатель, заслуженный деятель науки Казахской ССР — Кажим Джумалиев. Он использовал два подлинных события: айтыс — соревнование в мастерстве поэтической и певческой импровизации между известным народным поэтом Биржаном Кожагуловым и талантливой поэтессой Сарой и, чреватое губительными последствиями, драматическое столкновение свободолюбивого певца со степным феодалом, волостным управителем Жанботой. Премьера оперы «Биржан и Сара» состоялась в г. Алма-Ате, 7 ноября 1946 г. (6 декабря 1958 г. опера была показана в Москве на декаде казахского искусства).

Содержание оперы: Действие происходит в дореволюционные годы в Казахстане. Прекрасен Кокшетауский край. Ярмарочное гулянье в казахском селении Куянды. Оживленно и радостно сегодня в степи, все громче звучат струны домбры. В лучшие наряды оделись степные чернокосые красавицы, мчатся на конях, подзадоривая друг друга окриками и шутками, молодые джигиты. Традиционные народные увеселения — праздничный айтыс, песни и пляски, борьба силачей, игра в кости, качели. Радостную весть приносит юноша Естай о том, что едет его друг, народный певец и поэт Биржан. Больше всех взволнована девушка Алтынай, влюбленная в молодого певца.

Алтынай, дочь волостного правителя Жанботы, но Биржан думает только о красавице Саре, народной певице. Собравшиеся будут свидетелями творческого состязания (айтыса) Биржана и Сары, двух прославленных мастеров народного пения. Но праздник омрачается появлением бая Жиенкула, всевластного богача. Среди его свиты подлый, льстивый Серик, телохранитель местного правителя Жанботы. Да и сам правитель не замедлил явиться на гуляние. Появление прекрасной Сары не ускользает от взора Жиенкула, пораженного ее красотой. Соревнование певцов прерывается приказом бая привести к нему Сару — она будет четвертой женой Жиенкула. Девушка решительно отказывается повиноваться.

Биржан обращается к баю и правителю Жанботе с резкой обличительной речью, а на угрозы правителя отвечает остроумной песней, высмеивающей Жанботу. Правитель приказывает стражникам схватить Биржана, но народ защищает любимого певца и вынуждает Жанботу и его приближенных удалиться с ярмарки. Биржан, сидя у своей юрты, воспевает в песне возлюбленную Сару. Старая мать Биржана не спокойна за сына. Еще больше встревожен его отец, которого муллы предостерегают от опасности столкновения с властями. Но Биржана не страшат богатеи и царские прислужники. Биржан охотно рассказывает друзьям о своих странствиях, о встречах с замечательным поэтом и борцом за свободу Абаем, он поет им чудесные песни Абая. Среди пришедших и его возлюбленная Сара, здесь же и ее соперница — Алтынай.

Оставшись на короткое время одни, Биржан и Сара клянутся друг другу в вечной любви и верности. Но опасность уже подстерегает влюбленных. Жанбота и его стражники силой уводят Сару в дом Жиенкула. Богато и пышно празднует свою свадьбу бай Жиенкул. Естай, чтобы помочь своему другу Биржану и спасти несчастную Сару, решает напугать бая и его гостей, рассказав, что Биржан от горя лишился рассудка — безумец опаснее дикого зверя. Новость эта, быстро распространяется и достигает ушей бая. Праздник, однако, продолжается. В торжественный момент гости в страхе разбегаются, пораженные появлением Биржана. В ужасе скрывается и сам жених. Оставшись наедине с Сарой, Биржан предлагает бежать в далекие края, где им помогут друзья. Но движимая слепой ревностью Алтынай приводит стражников, чтобы разлучить Биржана и Сару, хитрый Серик, подкравшись сзади, набрасывает на юношу петлю аркана. Биржан прикован к скале в горном ущелье, где его ждет суд.

Он измучен, теряет последние силы. Тайком от стражи Сара пробирается в ущелье, Свидание с любимой окрыляет Биржана, но следившая за ней Алтынай приводит к ущелью Жиенкула. Он велит сзывать народ на суд над неверной женой. Приходят Жанбота и муллы, чтобы вынести приговор: нарушитель закона останется в ущелье до смерти. Вбегают друзья Биржана, его мать, но уже поздно. Поэта нельзя спасти, он прощается с жизнью и умирает. Сара берет в руки его домбру, чтобы продолжить дело любимого, нести людям добро и свет своим искусством (иллюстрации, фрагменты из оперы «Биржан и Сара»).

Учитель: Сейчас мы прослушаем отрывки из оперы «Биржана и Сара» (танец — в исполнении симфонического оркестра, и песню «Жар-жар» в исполнении хора)

Вопросы:

— определить задумку композитора;
— характер;
— динамику;
— темп;
— инструменты
— какой звучит хор (женский, мужской или смешанный)

(Ответы учащихся)

III. Распевка

Закрепление казахской песни «Ақ көгершін» слова Н.Баймухамедова, музыка А.Жубанова

  • пение на слоги (ма, ме, ми, мо, му; да, де, ди, до, ду)
  • пение гаммы

У каждого учащегося есть с предыдущего урока напечатанный текст казахской песни «Ақ көгершін». Закрепление и работа над казахским текстом.

IV. Обобщение урока

Учитель: Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

Дети: мы узнали, что такое опера, казахскую оперу «Биржан и Сара», о композиторе М.Тулебаев, о дирижёре и его жестах, о том, что опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя — дирижёра.

Домашнее задание:

Составить кроссворд на пройденную тему: оперное искусство и опера «Биржан и Сара».

Выставление оценок.

Урок окончен. Всем спасибо, до свидания.

Категория: