Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: «Кружево. Выполнение кружева из тесьмы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сиденко Татьяна Васильевна, учитель технологии, первая квалификационная категория среднего уровня, КГУ «Средняя школа № 21» СКО г.Петропавловск

Сиденко Татьяна Васильевна

Задачи:

Обучения — познакомить с историей кружева, видами кружева, технологией выполнения кружева из тесьмы.
Воспитания — воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность при выполнении работы.
Развития — совершенствование навыков ручного труда, развитие мыслительной деятельности.

Наглядные пособия и дидактический материал:

  • образцы швейных изделий с различными видами отделки
  • плакат «Виды ручного кружева»
  • образцы поэтапного изготовления кружева из тесьмы
  • репродукции картин художников эпохи Возрождения
  • рисунки
  • технологические карты «Выполнение кружева из тесьмы»
  • образцы различных видов кружева
  • буклеты с историей кружева и иллюстрациями изделий с применением кружева

Материалы и инструменты: Тесьма, калька, нитки, иглы, игольницы, ножницы

Практическая значимость темы: Урок технологии «Кружево. Изготовление кружева из тесьмы» можно использовать как урок знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества перед выполнением проектного изделия. В качестве изделий, которые можно выполнить как проектные, я предлагаю девочкам оформить салфетку кружевом из тесьмы или полностью выполнить кружевное изделие.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Вид урока: Комбинированный

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

2. Ознакомление с темой урока, постановка целей и задач урока

3. Изложение нового материала

Создавая для себя одежду, предметы быта, человек всегда стремился сделать их не только удобными и практичными, но и красивыми, а для этого он использовал различные виды отделки.

Вопрос: Какие виды отделки вы знаете? Помочь вам в этом могут работы, представленные на доске.

Ответы учащихся: Аппликация, тесьма, мережка, вышивка, бахрома, кант, оборка, кружево и т. д.

Сегодня на уроке вы познакомитесь более подробно с таким видом отделки как кружево. Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Кружево используется для украшения женского нижнего белья. Рукодельное кружево различают по технике исполнения (плетёное, шитое и др.).

Первое кружево появилось в Европе на рубеже 15–16 в.в. Оно шилось иглой. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции. Плетёное кружево выполнялось из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево. К концу 16 века в моду вошёл гипюр — кружевное полотно. Кружевами была украшена не только одежда женщин, но и мужчин. В начале 17 века мужчины европейских стран носили камзол из шёлка, украшенный кружевным воротником, свободно лежащим на плечах. Даже широкие и элегантные отвороты мужских сапог кокетливо украшали дорогими кружевами.

Женщины носили высокие (до 60 см) прически, поддерживаемые проволокой, с которых ниспадали богатые кружева.

В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружева. И кружева стали не предметом роскоши, а обычным украшением в одежде.

Но сегодня мы будем говорить о кружеве, которое выполняется вручную.

Виды ручного кружева

  • Фриволите
  • Макраме
  • Филейное
  • Коклюшечное
  • Вязаное крючком
  • Шитое из тесьмы

Рассказ учащихся о видах и истории кружева.

1 учащаяся: Фриволите

Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название — фриволите (от французского frivole — пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, портьер.

2 учащаяся: Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы.

В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. На Руси вязать узлы — «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.

На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям из далёких стран.

3 учащаяся: Филейное кружево

Основа филейного кружева — сетка — известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой.

Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Для работ с толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более тонких работ — стальные. Простейший челнок можно изготовить из проволоки.

Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для получения крупных ячеек — реечку или стерженек. Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые различные — от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит от назначения будущего изделия.

Перед началом плетения нитки равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.

4 учащаяся: Коклюшечное кружево

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

5 учащаяся: Кружева, вязаные крючком

Едва ли найдется рукодельница, не знакомая с крючком. Те, кто не вязал крючком больших изделий, наверняка использовали его для вязания каймы или бахромы — словом, для мелких отделочных работ. С помощью крючка можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные переплетения одной только нити. Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные, хорошо скрученные нитки.

Вся прелесть этого вида работ заключается в том, что единственный инструмент для вязания крючком — сам крючок. В старину крючок назывался «тамбуром», и само вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или вязанием в тамбуре.

Известны крючки двух видов — короткий, или обычный, крючок и длинный крючок для тунисского вязания. Кружевные узоры можно выполнять при помощи обоих видов крючков. Еще с помощью крючка вяжут ажурные узоры на вилке или на шпильке. С помощью крючка можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из кружевных техник.

6 учащаяся: Кружево, шитое из тесьмы

Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы.

4. Составление последовательности выполнения кружева из тесьмы

Раздать учащимся образцы пооперационного изготовления кружева.

Задание для учащихся: Составить последовательность выполнения кружева, используя

а) правильную терминологию
б) образцы пооперационного изготовления кружева

Уточнить последовательность изготовления кружева вместе с учащимися, используя технологические карты.

Закрепить последовательность изготовления кружева.

5. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой по плакату «Найди ошибки»

6. Практическая работа «Выполнение фрагмента кружева из тесьмы, используя технологические карты и образцы пооперационной обработки»

7. Заключительная часть

Анализ выполненной практической работы, оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание

Принести к следующему уроку бумагу формата А4- 2 листа, циркуль, линейку, карандаш.

9. Уборка рабочих мест

Литература:

  1. Энциклопедия «Шитьё и рукоделие» под ред. И. А. Андреевой;
  2. «История моды» детская энциклопедия Я. Н. Нерсесов;
  3. журнал «Хозяюшка».
Категория: