Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Лукина О.А.
г. Петропавловск, СШ № 40

Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» | Фото с сайта dirtysoles.1bb.ru

Класс: 3

Цели урока:

  • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения;
  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение»
  • тетрадь, карточки с дифференцированными зданиями
  • компьютерная презентация урока.

Ход урока

1. Орг. момент

    Громко прозвенел звонок,
    Начинается урок,
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты
    Слушаем, запоминаем,
    Ни минуты не теряем.

Девиз урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное — признак мудрости!»

Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

— У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.

2. Дыхательная гимнастика

3. Речевая разминка. Чистоговорки. Скороговорки

4. Актуализация знаний

— И так мы начинаем урок литературного чтения.

А начнём мы его с игры. Игра «Вспомни и назови»

— Я буду читать отрывки из произведений, а вы слушайте внимательно и вспоминайте из каких произведений они.

Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает на несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. «Какие бывают дожди»

А кто помнит, о каком дожде идёт речь?

После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это очевидно, должно было обозначать веселье. «Кот — ворюга»
Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! «Стальное колечко»

А кто написал эти замечательные произведения?

5. Сообщение темы урока

— Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского.

6. Проверка домашнего задания

Ученики читают составленные рассказы о любимом дожде.

Что еще было задано на дом?

Самостоятельно познакомиться с рассказом «Заячьи лапы»

— Понравилось ли вам произведение? Поясните свой ответ.

— Объясните заглавие. Почему автор, так озаглавил произведение?

— Назовите героев произведения.

— Кто из героев понравился? Какие чувства испытали, читая это произведение?

— А что вы читали — рассказ, сказку или что-то иное?

— Покажите на моделях.

— Давайте вспомним условные обозначения.

Моделирование обложки

Дети работают на листочках.

7. Словарная работа

— Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.

Работа в группах

— Но объяснить значение слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку.

Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»

У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением.

8. Работа с произведением

Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)

Перед чтением ставится задание:

— Передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.

— Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?

9. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи

— А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара?

— Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям (чтение 1 части)

— Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?

— Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)

— Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

— Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

— Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)

— Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

— А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

— Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.

10. Работа в группах. Дифференцированная

А теперь поработаем в группах, составляя словесный портрет героев.

1 группа — Каким вы представляете Ваню?

Проверка (Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)

Речь: волнуясь шепчет

2 группа — Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?

Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

Проверка (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

3 группа — Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.

Проверка (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

4 группа — Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион?

— Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

Проверка (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

— А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

— О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей: О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

— Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

— О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные — наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.

11. Обобщение

— Как автор относится к людям, о которых он рассказывает? (Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку.)

— А вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца?

— Как вы думаете, что будет с зайцем потом, когда он совсем выздоровеет?

— Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце? (Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.)

— Какова его главная мысль?

Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.

12. Домашнее задание

Подготовить интервью журналисту от имени деда или от имени Карла Петровича об этой истории. Подготовить пересказ одного эпизода

Категория: