Тема: «Дружбой дорожить умейте»
Кажгалиева Дина Куанышовна, воспитатель второй категории, стаж 20 лет, Областная специальная школа-интернат для детей с нарушением зрения, ЗКО г. Уральск |
4 класс
Цель: подвести к сознанию детей, что такое настоящая дружба.
Задачи:
- формировать понятие дружба, создать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
- познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
- развивать и корректировать творческую активность, память, речь, мышление;
- воспитывать добрые качества у детей, умение дружить и бережно относится друг к другу.
Материалы: фломастеры, заготовки объявления, разрезные пословицы, вырезанные лепестки, музыкальное сопровождение, интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент
1. (звучит спокойная музыка, дети с закрытыми глазами под музыку излучают тепло и хорошее настроение).
II. Вводная часть. Разгадай кроссворд. Сл. № 1.
1. Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший, Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. Дерево.
2. От солнца с дождем мы дождались подарка: Играет в лучах многоцветная арка. Радуга.
3. Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет, то внезапно возвратится. Грусть, тоска её боится. Улыбка.
4. Жу-жу-жу, я с ромашками дружу. Жу-жу-жу. Летом и весной жужжу. Жук.
5. Я пушиста и ловка. На дереве сижу и орешки грызу. Белка.
6. Всех на свете он добрей. Лечит он больных зверей. Он известен, знаменит — Друг животных... Айболит.
— Так о чем, мы сегодня будем говорить? (ответы детей).
— Сегодня ребята, мы собрались для того, чтобы поговорить о дружбе. Умеем ли мы дружить. Знаем ли мы правила дружбы. Что такое дружба. Задача нашего урока — найти ответы на эти вопросы.
Напоминаю правила, которые мы должны соблюдать:
— Слушать друг друга.
— Не перебивать.
— Помогать друг другу.
III. Основная часть
— Тема нашего классного часа «Дружбой дорожить умейте». Сл.№ 2.
— Поднимите руки, у кого есть друг?
— На Земле, нас людей очень много. Мы ходим по одной земле, дышим одним воздухом, греемся под одним солнцем. Но, не только это нужно человеку. Каждому человеку нужна «дружба». Дружба, ребята, это прекрасное чувство. Давайте вместе дадим определение слову дружба. Что такое дружба? Как вы понимаете?
(ответы детей).
— Дружба — это отношение основанные на взаимном доверии, уважении, общности интересов.
1. Актуализация темы.
— Ребята, вспомните мультфильм о крокодиле Гене. Помните, он был очень одинок. Ему нужен был друг. Ведь известно, что нельзя жить без близких друзей. Давайте поможем Гене, написать такое объявление, чтобы у него нашелся друг. (на столах у детей лежат заготовки объявлений). — 5 мин.
Объявление!
Ищу друга, который был бы ------------------
(каждый дописывает и читает свое объявление, затем вешают на доску).
— Дружба ребята, это доброе общение людей. Друзьями становятся люди, которым интересно друг с другом. Дружить — это значит поддерживать друг друга, быть всегда рядом и в радости и в горести.
— О дружбе размышляли во все времена. О ней излагали свои мысли поэты, писатели в своих песнях и стихах.
(читает ученик)
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснить заданье,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье -
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал.
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
— Люди сложили не только песни, стихи, рассказы о дружбе, но много пословиц.
2. Игра. «Найди пару». Сл.№ 3. (задача детей, собрать «рассыпные» пословицы и объяснить их смысл).
— Дружба как стекло, а нашел береги. (разобьёшь — не сложишь.)
— Нет друга — ищи, разобьешь — не сложишь. (а нашёл — береги.)
— Человек без друзей, лучше новых двух. (что дерево без корней.)
— Старый друг что дерево без корней. (лучше новых двух.)
— Друг познаётся а имей сто друзей. (в беде.)
— Не имей сто рублей, в беде. (а имей сто друзей.)
— Молодцы, справились с заданием.
3. Ситуации. Сл.№ 4.
Ситуация 1. Саша принёс в школу электронную игру. К нему подбежал Максим и закричал: «Мы с тобой друзья, давай вместе играть!» Саша согласился. Когда подошли другие ребята, Максим гордо сказал:
— Я, Сашин друг и буду с ним только играть!
На другой день Денис принёс в класс трансформеров. Первым к нему подбежал Максим. Он опять произнёс:
— «Я, твой друг! Давай играть!
Когда к ним подошёл Саша и попросил играть вместе. Максим заявил, что с ним не будет играть.
— Вчера у тебя игра была, а сегодня у него робот. Сегодня я с Денисом дружу.
Считаете ли Максима настоящим другом? Почему?
(ответы детей) Затем хором читаем правила.
ПРАВИЛО: Если у тебя что-то есть, делись всегда с товарищем.
Ситуация 2. Вася вбежал в класс, когда Костя складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.
Начался урок. Зинаида Ивановна и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
— Кто разбил горшок? — спросила учительница. Вася посмотрел на Костю и сказал:
— Чего молчишь, ведь ты сделал это нечаянно!
— Если ты не скажешь, скажу я.
Костя промолчал. Тогда Вася встал и сказал:
— Это сделал Костя, он нечаянно!
— Можно ли Васю назвать ябедой или он поступил как настоящий другу?
(ответы детей)
ПРАВИЛО: Помоги товарищу если, он попал в беду.
4. Физпауза.
«Настоящий друг» Сл.№ 4.
— Как вы, понимаете это выражение? (ответы детей)
(читает ученик)
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь — он спать не может,
И во всём без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
1-ый ученик. От настоящего друга ждут верности.
2-ой ученик. У друга ищут поддержки — в трудную минуту.
3-ий ученик. К другу идут с радостью — он разделит её словами.
4-ый ученик. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
— Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы у тебя появились друзья. Перечислите самые ценные качества характера.
(ответы детей). — Это честность, доброта, верность, преданность, надежность, справедливость, благородство.
— Этими же качествами должны обладать и ваши друзья, ребята.
IV. «Лепесток дружбы» прикрепляется к доске
— Я хочу, чтобы эти качества всегда присутствовали при нас. И только тогда в нашем классе будет царить доброта, дружба и хорошее настроение. Как поется в известной песне, дружба начинается с улыбки. Поэтому чаще улыбайтесь друг другу.
— В течения недели я брала у вас интервью: «Расскажи о своем друге».
И каждый из вас старался рассказать ту изюминку, которую видели в своем друге.
Вместе с классом смотрим видеозапись самих детей, где рассказывают о своем друге.
Просмотр видеозаписи.
Кто умеет дружить, тот всегда заботится о своем друге, товарище, о своих близких. Старается сделать что-нибудь, хорошее, приятное.
(дети показывают подделки сделанные своими руками, рассказывают кому они их подарят).
Иметь друга, это всегда серьезно. Тот кто хочет дружить, должен учится этому.
«Законы дружбы» Сл.№ 5.
1.Помогай другу в беде.
2.Умей с другом разделить радость.
3.Не смейся над недостаткам друга.
4.Останови друга, если он делает что-то плохое.
5.Умей принять помощь, совет.
6.Не обманывай друга.
7.Не предавай друга.
8.Относись к другу как к себе.
9.Умей признавать свои ошибки.
— Если каждый из вас будет следовать этим правилам, я уверена, что в жизни у вас будут много друзей. Но главное в дружбе надо начинать всегда с самого себя.
V. Рефлексия
— Какими качествами должен обладать настоящий друг? (ответы детей).
VI. Заключение
Вот и подошел наш классный час к концу. Давайте будем друг к другу терпеливы и добры. И выбирать себе только хороших и верных друзей. (Слушаем песенку «Настоящий друг»).
- 10680 просмотров