Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Технология критериального оценивания в начальной школе

 

 

Зинькова Алла Николаевна учитель начальных классов, КГУ Гимназия № 38 г. Караганда

Технология критериального оценивания в начальной школе

Навыки XXI века должны быть привиты учащимся согласно программе Обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан. Эти навыки помогут овладеть современным комплексом знаний, умений для эффективного использования их в жизни гармонично развитой личности. Проблема обучения в школе сегодня, безусловно, требует от себя системного анализа деятельности участников учебного процесса. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыка критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания.

Критериальное оценивание это учебно-познавательная компетентность учащихся, направленная на усвоение знаний и умений; концентрирование внимания, умения критически и творчески мыслить, оценивать собственные возможности и учебные достижения.

Эта система оценивания дает возможность, определить, успешно ли обучение, как сформирован практический навык, а также позволяет корректировать индивидуальное обучение для достижения ожидаемых результатов. Критерии показывают, чему должен научиться ученик.

Дескрипторы показывают, как ученик может достичь наилучшего результата в обучении.

Например: Русский язык

Тема урока: Имя существительное

Критерии

Дескрипторы

балл

Определение имя существительного

Отвечает на вопросы: ( Кто? человек -одушевленные, Что?

- неодушевленные - стул) Привести примеры.

2 б.

Обозначает:

1. конкретные предметы: (кит, стол, книга)

2. явления природы: (радуга, дождь,гроза)

3. события: ( день рождение, победа, салют)

4. состояние человека, чувства:

(дружба, любовь, радость)

5. Признаки и качества: ( храбрость, лень, темнота)

5 б.

Изменяются по числам, родам, падежам

3 б.

В предложении чаще всего могут быть: подлежащим или дополнением. Привести 2 примера.

2 б.

Без оценивания деятельности учащихся невозможно построить процесс обучения в целом. Оценивание должно быть объективным, доступным пониманию учащихся. Правильная разработанность критериев ведет к правильному выбору дескрипторов для проверки и обобщения результатов достижений учащихся по определенной теме.

Например:

Количество баллов

Оценка

Примечание

12,11

5

Ошибок нет

Допустил(а) 1 ошибку

10

4

Допустил(а) 2 ошибку

8 и менее

3

Допустил(а) 4 ошибку

Технология критериального оценивания в начальной школе способствует:

  • Снижению школьной тревожности ученика
  • Формированию у учащихся навыков самооценивания, самоанализа,
  • Развитию чувства ответственности за результат собственного труда
  • Учит определять задачи и пути их решения
  • Нацеливает учащихся на улучшение результата своего труда

Применять критериальное оценивание можно на отдельных этапах урока и в ходе всего урока. Разработка дескрипторов для оценивания возможна в сотрудничестве с детским коллективом, что ведет к позитивизму в обучении.

Совершенствование современной системы образования направлено на развитие личности ученика, на обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Современный ученик должен быть личностью информированной, умеющий критически и творчески мыслить. На основании вышесказанного можно сказать, что критериальное оценивание с использование критериев и дескрипторов, позволит объективно оценить деятельность каждого ученика, класса, школы. Позволит справедливо оценить учебные достижения учащихся и послужит развитию познавательной активности и функциональной грамотности, что поспособствует повышению качества образования.

Категория: