Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в зимний парк»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Нуралиева Галия Аленовна, музыкальный руководитель высшей категории, стаж 20 лет. Детская дошкольная организация № 3, ЗКО, Бурлинский район, г. Аксай

Нуралиева Галия Аленовна

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: «Музыка»

Тема: «Путешествие в зимний парк»

Цель: Формирование у детей запаса музыкальных впечатлений; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; создать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать свое отношение изобразительными средствами. Продолжать учить детей ритмично двигаться под музыку, следить за осанкой, положением головы, рук.

Предварительная работа: разучивание с детьми упражнений с использованием здоровьесберегающих технологий.

Наглядности: музыкальный центр, диски с записью музыкальных произведений, зимний пейзаж, портрет композитора П. И. Чайковского, портрет А. С. Пушкина, бубенцы, слайды, снежинки.

Билингвизм: зима — қыс — winter; снег — қар — snow; снежинка — ұлпақар — snowflake.

Ход организованной учебной деятельности:

Вход детей: «Декабрь» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель предлагает детям зайти в зал и встать в круг.

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, таких красивых, нарядных! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите, сколько гостей в нашем музыкальном зале. Давайте с ними поздороваемся.

Музыкальное приветствие:
В этот чудесный день — новый день.
Дружно здороваться нам не лень.
Руки протягивай — не зевай,
Песню веселую запевай.

(Дети поют музыкальное приветствие)

Когда мы говорим друг другу «здравствуй» — мы желаем здоровья. Я вам желаю, чтобы наше занятие принесло вам здоровье и хорошее настроение, поэтому прошу вас повторять за мной движения и слова.

Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щечки —
Стали мы красивыми как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова —
Будьте все здоровы.

(Дети под музыкальное сопровождение по тексту выполняют движения.)

Вижу, у вас хорошее настроение, можно продолжать наше занятие.

Ребята, сегодня Королева Музыка приглашает нас в волшебный музыкальный зимний парк. Но чтобы туда попасть, нужно быть внимательным и чутким к музыке и выполнять правильно все движения под музыку. Вы готовы со мной, согласны?

Ну что ж, давайте сделаем красивый круг. Быстрым шагом друг за другом, Быстро двигаемся кругом.

Музыкально-ритмические движения:

«Зимняя песенка» С. Сосниной.

Слушаем музыку и делаем приставные шаги в сторону. Ветер стал завывать и назад пора бежать. А теперь руки на пояс, впереди сугробы, высоко поднимаем ноги. Идем красиво, носочки тянем, выше ноги. А теперь бегом-бегом побежали. Остановились, а теперь вдохнем морозный ветерок, снежок с веток стряхнем.

Снежинки с юга залетают,
И вместе с нами подпевают.
Давайте вместе с ветром покружимся.
А как море шумит зимой?
Слышите, как чайки кричат над морем?
Еще сильнее стал ветер завывать.

Смотрите, дети, кажется мы уже оказались в волшебном зимнем парке.

Зимний парк

А чтобы красоту рассмотреть, нам поможет музыка. Садитесь на стульчики.

А теперь музыка нам поможет окунуться в волшебный мир зимы.

Слушание музыки: «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

Игра-обсуждение: «Волшебные снежинки».

(Дети передают друг другу снежинку и называют зимние слова, соответствующие этой музыке.)

Музыка вьюжная, холодная, снежная, кружащаяся, полетная, взволнованная, морозная. Когда метёт вьюга, на душе становится тревожно, холодно. Что-то мне стало совсем холодно. Давайте сделаем друг другу массаж по спинке. Готовы ручки?

Здоровьесберегающий блок: «Зимний массаж».

Зимний массаж

Дети пальчиками по спине делают друг другу массаж.

Идет по спинке холодок — док-док- док
Дует сильный ветерок — ок-ок-ок.
Сделаю тебе массаж — аж-аж-аж.
Тебя согрею, друг ты наш — аш-аш-аш.

Кто на морозе не сидит, тот никогда не мерзнет.

Я предлагаю вам игру на воображение. Сейчас воспитатель вас позовет, и вы превратитесь в снежные скульптуры.

Снежинки кружитесь, кружитесь. В фигуры свои превращайтесь.

Подвижная игра на воображение: «Снежинки».

Дети под музыку кружатся, по окончании превращаются в красивые фигуры. Сколько красивых фигур, молодцы!

Декламация стихов:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.

Ребята, обратите внимание, какая речка. Давайте сядем у бережка, никто на лед не идет. Посмотрите, к нам тоже прилетели и опустились на лед снежинки. А вы знаете, снежинки как и ноты бывают длинные и короткие.

Развитие чувства ритма: «Ритмический узор».

Дети прохлопывают ритмический рисунок. А давайте споем зимний хоровод:

Песня-хоровод с бубенцами: «Как на тоненький ледок» р. н. мелодия, обр. М. Иорданского.

Ой, здорово мы повеселились. Ребята, нас зовет галерея композиторов, садимся в сани, где у нас три белых коня?

Браслеты-бубенцы, обруч—поводья.

«Волшебные санки». Дети «едут» по кругу. Приехали мы на центральную аллею парка, где нас ждет прекрасная композиция, которую сочинил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. А какие произведения композитора вы слушали? Сегодня мы будем рассматривать еще одно произведение, которое называется «У камелька».
Композитор П. И. Чайковский написал произведение, а поэт А. С. Пушкин написал стихотворение к этому произведению.

В камине гаснет уголек,
И свечка догорела.

А сейчас послушайте, какая красивая музыка.

Звучит музыка «У камелька» П. И. Чайковского.

Камелек — какое красивое, нежное слово. Камелек — это камин. Ребята, в основном у нас дома паровое отопление, а в старину, еще давно, когда не было парового отопления, во всех домах топили печку. Вечером вся семья собиралась у камелька, вышивали, пряли, читали, фактически вся вечерняя жизнь проходила у огонька, потому что света не было, а всем хотелось света и тепла.

А может быть кто-то под эту музыку рассказывал сказки, чудеса. Послушайте, какая музыка. Грустная? А почему грустная? Потому что не было света. А когда темно, не очень-то радостно на душе, правда? А давайте мы поиграем в такую чудесную игру «Вечер у камина».

Пальчиковая игра «Пламя свечи». (рисунок № 3)

Пальчиковая игра «Пламя свечи»

Окончен бал. Зиме пора.
Другая гостья у двора.
Но чтоб согреться нам слегка 
Мы посидим у камелька.
Так спокойно на душе.

А сейчас я вам предлагаю нарисовать огонек, который вы себе представляете. Какими красками вы нарисуете?

Звучит музыка П. И. Чайковского «У камелька». (Творческая работа детей)

Пора возвращаться.

По тропинке мы пойдем,
В детский сад скорей придем.

Музыкальный руководитель подводит итог организованной учебной деятельности, дает краткий анализ деятельности детей.

Гимнастика «Лучик»
К солнышку потянулись,
Лучик взяли.
К сердцу прижали,
Людям отдали.

А теперь пора попрощаться с гостями.

Ожидаемый результат:

Знать: композитора-классика П. И. Чайковского.

Иметь: чувство ритма, эмоциональную отзывчивость к музыке.

Уметь: водить хоровод, одновременно исполняя песню и выполнять движения по тексту, двигаться приставными шагами.