Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Создание поля успешности для младших школьников в урочной и кружковой деятельности

 

Синикова Е.Н.
преподаватель изобразительного искусства 1 категории
средней школы № 5 г. Петропавловска
стаж работы 23 года
Синикова Екатерина Николаевна


Из опыта работы

Каждый ребенок — индивидуальность, личность. Большинство детей являются одаренными. И школа должна помочь ребенку обнаружить в себе соответствующие задатки и создать условия, способствующие развитию их склонностей и талантов.

Выставка работ учащихся 2–5 классов средней школы № 5 г. Петропавловска, выполненных на уроках ИЗО и кружке «Умелые руки»

Задача педагогики — подобрать каждому школьнику свою «номинацию», в которой он может быть победителем! Именно при таком подходе у ученика появляется чувство самоуважения, самозначимости, именно тогда начинает развиваться индивидуальность в личности.

Для реализации индивидуальности личности школьника нужно создать поле реального применения накопляемых способностей. Это поле должно моделировать будущую реальную взрослую жизнь. Развивающиеся способности нужно опробовать в деле не «потом», а «сейчас», не «понарошку», а при решении реальных проблем ученика, личности — только тогда они закрепляются, усиливаются им.

Целью и результатом образования является достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их индивидуально-личностному потенциалу и обеспечивающего возможность решения определенного класса проблем.

Одним из важнейших показателей развития личности в педагогике считается уровень осознания личностью своих целей. Другим показателем — считается развитие интереса.

Сочетание широкого кругозора со стержневым интересом — непременное качество полноценно развитой личности. Формируются интересы в предметной деятельности. Стержневым интерес становится тогда, когда личность связывает с этим интересом свои основные жизненные цели. Следовательно, для развития интересов и системы целей личности необходимо организовать предметную деятельность. Всю предметную деятельность можно классифицировать по четырем направлениям, которые могут быть интересны личности:

  1. Техническое творчество.
  2. Художественное творчество.
  3. Творчество познания.
  4. Физическая культура (творчество тела).

Развитие способностей в предметной деятельности не навязывается человеку, индивидуальности, а выбирается им по своему усмотрению.

Конечно, в рамках предмета «Изобразительное искусство» нас интересует художественное творчество. На уроках ИЗО детям предлагаются самые разные задания и возможность использовать как различные материалы для воплощения задуманного, так и различные техники выполнения. Все это дает возможность ребенку попробовать свои силы в различных направлениях, выбрать то, что ему по душе, а может и научиться чему-то новому. Так, например, учащиеся 2-ых классов с большим желанием в начале года работали цветными карандашами, это хорошо знакомо детям, получается работа чище, меньше вероятности «испортить» работу и т. д. И если учитель не будет давать возможности пробовать новые незнакомые техники — результатом может стать закрепление отказа от новых способов, «ведь получается карандашами, зачем использовать другое?!» Это тоже вариант «поля успешности», из которого учащиеся не всегда хотят выйти, ведь работа получилась! Поэтому очень важно при работе новым материалом или в новой технике подбодрить ребенка, оценить его старания, найти тот элемент, который получился лучше всего в работе, даже если в целом не все удалось. Это поможет в следующий раз не бояться работать красками, мелками и т. д.

Учащиеся 3-их классов с большим интересом воспринимают информацию о новых техниках, способах выполнения работ (не всегда это рисунок), но малый опыт, отсутствие навыка работы с другими техниками не всегда приводит к желаемому результату. Ребенку не нравится работа, он огорчен, расстроен и тут задача учителя показать, как можно исправить ошибку — обыграть кляксу, превратить «неуклюжее» изображение в «смешное» и т. д. И тогда барьер в новое поле успешности будет преодолен. У ребенка появится желание попробовать сделать работу снова, проявится фантазия, и его уже не будут пугать кляксы, кривые линии и другие нюансы. Если же сетовать на то, что не получилось, пообещать, что в следующий раз получится лучше, то чаще всего можно услышать от детей такое предложение: «А можно я буду выполнять другую работу?» или «А можно я буду работать другим материалом?». Как правило это боязнь выйти из того поля успешности, в котором комфортно, «А вдруг в этом новом я не силен?!».

Нельзя не отметить и мотивацию для выполнения работы. Победа (грамота) в качестве стимула помогает поверить ученикам в свои силы, и для этого хорошим инструментом можно считать выставки рисунков, которые систематически проводились в начальном блоке лицея. Поощрение не только победителей, но и участников вселяет в ребят уверенность в своих силах, желание поучаствовать в следующем конкурсе, показать свою работу товарищам, учителям и, конечно, родителям. Живым доказательством этого может служить анализ выставок: в первых выставках участвовало 17, 23, 37 учащихся, а концу года их количество возросло до 49, 52, 90. Да, не все работы были высокого уровня, но поощрение детей в предыдущих конкурсах-выставках, стимулировало и других учащихся к показу своих работ.

Выставка рисунков по различным темам в Первом городском общеобразовательном лицее г.Петропавловска Выставка рисунков по различным темам в Первом городском общеобразовательном лицее г.Петропавловска Выставка рисунков по различным темам в Первом городском общеобразовательном лицее г.Петропавловска

Учащиеся 4-ых классов в работах пытаются показать свои разносторонние знания, интересы в различных областях жизни (танцы, музыка, литература, животные, путешествия и т. д.), они с увлечением осваивают новые техники и даже предлагают свои собственные приемы выполнения работ. Примером этого могут служить презентации учеников начальной школы на тему «Моё увлечение». Это освоение нового поля успешности, попытка сделать его своей стартовой площадкой для новых достижений и побед. Если это происходит-то учитель может с гордостью говорить о том, что дети становятся творческими личностями, которые с успехом смогут двигаться по жизни, создавая для себя уголок прекрасного и успешного в своем мире. Ребенок, который не боится творить, верит, что у него все получится, становится свободным в своих проявлениях, открытиях, изобретениях, а значит и наш мир становится богаче на самые различные таланты, не всегда это искусство, но искусство помогает человеку быть и чувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы. А это, наверное, самая главная задача педагогики с точки зрения и воспитания, и образования.