Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Сольный концерт «Музыкальная галерея»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Доклад подготовила Магзумова Ильвира Махмутовна преподаватель фортепиано Детской музыкальной школы № 3 города Актобе

Сольный концерт «Музыкальная галерея»

Добрый вечер, дорогие друзья!

Музыкальное искусство — это диалог. Поэтому мы благодарим слушателей, которые откликнулись на наше приглашение и решили провести этот вечер с пользой для души

Наш концерт посвящен фортепианной музыке, которая будет исполнена ученицей детской музыкальной школы, выпускницей Ириной Фалалеевой (класс преподавателя Магзумовой И.М.).

Более трёх столетий фортепианная музыка радует слушателей жанровым многообразием и тематическим богатством.

Музыкальное искусство как зеркало отражает время, эпоху, нравы людей, их мысли и чувства. Сегодня мы совершим путешествие по эпохам: от 17 века до современности.

И начнем с эпохи Барокко, XVII век.

Само слово «барокко» в переводе с итальянского означает «странный», «причудливый».

Композиторы того времени стремились к величию и пышности. Всем своим творчеством они демонстрировали человеку его незначительность в огромном мире, как бы указывали на временность, мимолетность всей людской жизни.

Яркий представитель направления в искусстве, которое мы называем «барокко» — И. С. Бах.

Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни — о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Эти размышления чаще всего связаны с религией, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Он соблюдал церковные праздники, постился, исповедовался, за несколько дней до смерти принял причастие. Библия была его настольной книгой.

Музыка Баха, которую долгое время считали чересчур сложной, непонятной, но для жителей той далекой эпохи она была простой, понятной, вполне естественной. Ведь вся она была построена на темах хоралов — песнопений, исполнявшихся в церкви.

Звучит И. С. Бах. Прелюдия и фуга фа-минор из ІІ тома «ХТК»

Эпоху барокко сменил классицизм, который продлился с начала 18 до начала 19 века. «Классический» означает «совершенный», «образцовый».

Классицизм — это стремление к идеалу, к полной гармонии человеческой натуры. Классики убеждены, что всем ходом вещей в природе и жизни управляет единый, всеобщий порядок, все в мире подчинено РАЗУМУ.

Говоря классицизм, мы непременно подразумеваем творчество венских классиков — ГАЙДНА, МОЦАРТА, БЕТХОВЕНА. Главным жанром в их творчестве стали симфонии и сонаты.

Знакомство с классической музыкой мы начнем с музыки Йозефа Гайдна. Всю свою жизнь композитор сочинял сонаты, предположительно он написал их более 50 (точное количество не установлено). Мы познакомимся с сонатой ми минор, которую он сочинил в 46-летнем возрасте. К этому времени Гайдн уже зрелый мастер, с собственным стилем сочинения. Произведения его известны и любимы во многих странах.

Это одно из широко известных лирических произведений Гайдна, зарисовка природы.

Звучит И. Гайдн. Соната ми минор, I часть.

Младший современник Йозефа Гайдна, имя известное каждому жителю нашей огромной планеты — Людвиг ван Бетховен.

Целый мир откроется каждому, кто услышит бетховенские фортепианные сонаты. Прозвучит соната, которую каждый из вас ее знает и по-настоящему любит. Бетховен назвал ее «сонатой-фантазией», а поэт Людвиг Рольштаб после смерти композитора назвал ее «Лунной». Слушая 1 часть сонаты, он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей лодки. Что же на самом деле хотел выразить Бетховен своей музыкой?

Как раз в то время, когда он ощутил приближение глухоты, он почувствовал (или, по крайней мере, ему показалось), что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей ученице, юной графине Джульетте Гвиччарди он стал думать как о своей будущей жене. А она? Она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя — пусть знаменитого, но не знатного происхождения, да к тому же еще и глохнущего. Джульетта отвергла Бетховена и вышла замуж за бездарного сочинителя музыки, зато графа….

Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Представляете себе, как велики должны быть и его любовь, и его страдания, и его стремление одолеть эти страдания! Всю боль, безмерную скорбь вложил он в эту сонату и посвятил ее ей — Джульетте Гвиччарди.

Берлиоз назвал это произведение «одной из тех любовных поэм, которую не в силах выразить человеческий язык».

Звучит Л.Бетховен «Лунная соната» І часть

Юность Бетховена совпала с эпохой великой французской революции. В 1789 году восставший народ Парижа берет штурмом Бастилию, крепость-тюрьму, веками мрачно возвышавшуюся над городом, олицетворявшую беспощадный деспотизм монархии. Вооруженные толпы освобождают узников. Повсюду звучат революционные пенсии, ликующие возгласы: «Победа!!!» Свобода, равенство, братство!

Под аккомпанемент революционных канонад в искусстве рождается новое направление — РОМАНТИЗМ. Но, как вы все помните из истории, Наполеон, стоявший у руля революции, этот простой солдат, выходец из народа, свергнув королей, почувствовав вкус власти, объявил себя… Императором. За что боролись революционеры, не сбылось. Наступает время разочарования и безнадёжности.

Помните, мы говорили, что люди 18 века мечтали создать мир справедливости и счастья, гармонии. Теперь в 19 веке романтики не могут мириться с окружающей действительностью, они бегут от нее в мир грез, в мир мечты. Музыка стала рассказывать о чувствах, переживаниях человеческой души.

Эпоха Романтизма подарила миру великих музыкантов. Один из них — норвежский композитор Эдвард Григ, с чьей музыкой мы и познакомимся.

Звучит Э.Григ. «Сердце поэта»

Излюбленным жанром романтиков становится «Песня». Автор большого количества песен, 1-ый композитор романтик — Франц Шуберт.

Прозвучит песня — признание в любви «Серенада».

Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью. на улице (от итал. «al sereno» — «на открытом воздухе») перед домом перед балконом прекрасной дамы.

Это одно из самых светлых и мечтательных произведений Шуберта, жемчужина его песенного творчества.

Звучит ансамбль Ф.Шуберт «Серенада» (2 партию исполняет педагог)

Из Австрии начала 19 века перенесемся в Польшу. Страну, в которой бушевали восстания, которая была захвачена и уничтожена. Обо всем этом рассказывает нам одно из самых знаменитых в мире произведение польской классической музыки — полонез «Прощание с Родиной», более известный как «Полонез Огинского». Из названия понятно, кто является автором полонеза.
Огинский участвовал в восстании против завоевателей и на все свои личные деньги (именно на личные, а казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.

Огинский командовал боевым отрядом, Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Вынужден был бежать под чужим именем в Венецию, где и написал известный полонез. Это произведение символизирует расставание с Родиной во всех смыслах — и как физический отъезд за границу, и как прощание с захваченной, уничтоженной победителями страной. Великая музыка Великого ПАТРИОТА!

Звучит М.Огинский. Полонез «Прощание с Родиной»

Россия, век 19. Этого композитора будут называть «богатырем русской музыки», музыки, которая поразит своей эпической мощью, героизмом и величием.

Но это будет потом, чуть позже. А пока девятилетний мальчик (как ни странно) играет в куклы вместе с девчонками, старательно учит уроки и…. сочиняет свое первое произведение «Польку — Элен». Он посвящает ее одной юной особе, в которую влюблен.

Звучит ансамбль А.Бородин. «Полька — Элен» (2 партию исполняет педагог)

Всё, то лучшее, что стало классикой предшествующих эпох, впитывалось композиторами XX века. Добавляя черты нового времени, его ритмы, интонации, композиторы XX века создавали свои неповторимые шедевры.

Непревзойденным классиком казахского профессионального музыкального искусства стал наш земляк Ахмет Жубанов.

В его фортепианной музыке господствует жанр танца.

«Таджикские танцы» и «Казахские танцы», которые не являются танцами в собственном смысле слова, а скорее жанровыми музыкальными картинами. Это музыка предназначенная для слушания.

Звучит А.Жубанов «Таджикский танец» № 5 (2 партию исполняет педагог)

Наш современник Айдос Сағат — композитор и певец, хорошо известный в Казахстане как основатель этно-поп группы «Уркер». На его песнях выросло новое поколение независимого Казахстана. Прозвучит лирическая композиция «Ақ Талшын»

Звучит А.Сағат «Ақ Талшын»

Дочь Ахмета Жубанова — Газиза продолжила своим творчеством традиции отца. Она, как и отец, является классиком казахского музыкального искусства. Прелюдию «Ева» Газиза Ахметовна посвятила величайшей казахстанской пианистке, педагогу, с которой они работали в консерватиории им. Курмангазы, заслуженной артистке Казахстана Еве Бенедиктовне Коган.

Звучит Г. Жубанова. Прелюдия «Ева»

В. Шевердин наш современник, живет в Самаре. Блестящий пианист, автор интереснейших джазовых произведений, который пишет музыку для детей.

Звучит ансамбль В.Шевердина «Ленивый блюз» (2 партию исполняет педагог)

Музыка в кино играет очень важную роль, усиливая эмоций зрителя.
Фильм, о котором пойдет речь, побил все рекорды просмотра в кинотеатрах мира несколько лет тому назад. Фантастическая история любви между обычной школьницей и… вампиром… Вы, конечно, догадались о каком фильме я говорю? Музыку к фильму «Сумерки» написал американский кино-композитор Картер Беруэлл. Мелодии из этого фильма стали настоящими шлягерами.

Послушаем произведение Картер Беруэлл. Мелодия из к/ф «Сумерки»

Этот композитор также работал в области музыки для кино и… театра. 6 июня этого года музыканты бывшего Советского Союза отметят столетие со дня рождения композитора Арама Хачатуряна. В концертной программе прозвучит Вальс к драме М.Лермонтова «Маскарад»

Звучит А.Хачатурян. Вальс к драме М.Лермонтова «Маскарад» (2 партию исполняет педагог)

Есть танцы страсти и любви,
Мгновений позы, па и жеста,
В которых лишь огонь в крови
Есть дань глубин и совершенства.

Это строки о самом загадочном танце — танго.

В завершении музыкального вечера прозвучит произведение грузинского композитора XX века.

Важа Азарашвили. «Сентиментальное танго» (2 партию исполняет педагог)

Музыкой композиторов XX века мы и заканчиваем экскурсию по музыкальным эпохам.

Для кого-то музыка — это просто мелодичное веяние, доносящееся до ушей. А для кого-то — это целая жизнь. И таких людей все больше. Ведь музыка — целый мир, мир в котором вечно царит добро, любовь и понимание.

Наш концерт окончен. Благодарим за внимание и до новых встреч

Категория: