Социально-психологическая служба в образовании: проблемы и факты
Якимова Ирина Ивановна руководитель Психологической службы Первой гимназии |
На современном этапе развития государства, можно утверждать, что важнейшим фактором, способствующим укреплению экономической мощи и процветанию нашей страны, является качественное образование. В проекте государственного стандарта
— переход от знаниеностного к компетентностному подходу в организации образовательного процесса;
— корреляция учебной нагрузки учащихся с закономерностями психофизиологического развития, возрастными возможностями на каждой ступени образования;
—
— достижение максимальной интеграции в социальную и профессиональную сферы;
— понимание приоритетности воспитания человека, реализация умственного и творческого потенциала при обеспечении академических достижений;
— формирование личности, адаптированной к условиям сверхкоммуникации и всеобщей компьютерной грамотности;
— обеспечение социализации учащихся в процессе обучения.
Достичь определенных результатов можно лишь в эффективном взаимодействии и сотрудничестве всех субъектов
Дело историков определить, каким образом — позитивно или негативно — могут быть оценены изменения, происходящие в современном образовании. А возможно, это вообще не подлежит оцениванию, так как образование невольно отражает все социальные и политические перемены в обществе, носящие объективный характер. Вне сомнений только одно: современное образование претерпевает большие изменения, и мы должны считаться с новыми реалиями, ведь новые реформы приносят и новые проблемы. Всего
Отношение к специалистам разное: от уважительного до пренебрежительного, от доверительного до отстраненного. Одни готовы полностью все заботы переложить на плечи психолога, другие, наоборот, не принимают психолога всерьез, крайние позиции, как всегда, ошибочны.
Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования и педколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа видят в практическом психологе помощника в борьбе с трудными детьми и трудными педагогами, ожидают от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защитника и опекуна.
Некоторые учреждения попытаются переложить на психолога ответственность, предоставляя ему обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей уроки
Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять их. Надо понимать, что помимо субъективных есть и объективные требования статусу школьного психолога. Во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога представляются рациональными такие требования:
— формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;
— диалогическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положительные личности;
— сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов деятельности.
Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу — обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в
Психолог — равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. В своей работе он опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.
Смысл любого учреждения образования — содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в обществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература
Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему психологическую готовность непрерывного роста сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности и отвечают практический психолог образования и психологическая служба образования в целом, именно в этом заключается ее содержательный основной смысл. Осуществление этого смысла требует высокой подготовки психолога как специалиста.
Основной ролью и видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Практический психолог ответственен, прежде всего, за соблюдение
В модели психологической службы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог призван помочь руководителям в распознавании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выборе оптимального стиля управления и деятельности, диагностике педколлектива, правильном подборе, расстановке кадров, разрешении производственных и межличностных конфликтов. Помимо этого аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности планирование, анализ практического процесса
Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу являются родители. Анализ школьной практики показывает, что работа с родителями требует кардинальной перестройки.
Сложная категория, с которой работает психолог — это педагоги. Они
Средства деятельности школьного психолога — это способы, с помощью которых он может решать свои задачи. Если эти задачи возникают в процессе индивидуального подхода, реализуемого психологом, то и средства работы с ребёнком будут обусловлены необходимостью воздействовать на него. Это и установление доверительных отношений с ребёнком, и диагностика его
На мой взгляд, психологическая служба в образовательном пространстве существует — и это главное. Она с трудом прокладывает себе дорогу, и как говорил наш классик, шагу вперёд нередко предшествует два шага назад. Она требует целенаправленной совместной доработки, как со стороны школьных психологов, так и со стороны представителей академической науки по следующим направлениям:
— формирование научно обоснованной концепции психологической службы в образовательном пространстве. Для этого может быть использован деятельностный подход, позволяющий рассматривать в качестве основного объекта работы психолога школу как систему взаимоотношений участников совместной деятельности взрослых и детей;
— выявление реальных функций, которые психолог может осуществить в школе. Представляется, что ведущей среди них должна стать функция анализа совместной деятельности;
— определение места и роли, обоснование позиции психолога в системе внутришкольных отношений. Оправданным видится понимание роли психолога как посредника в таких отношениях, как лица, компетентного в вопросах оптимального функционирования совместной деятельности. Психолог вносит в эту деятельность свой специфический вклад: гуманизирует её, ориентирует на ребёнка как на высшую ценность и цель деятельности;
— систематическая работа в области средств деятельности школьного психолога. Последние, очевидно, выходят за пределы индивидуального подхода к ребёнку и включают в себя способы воздействия на социальные связи ребёнка с окружающим миром. Этот путь открывает психологу возможности опосредованного влияния на психическое развитие детей.
Продвижение в указанных направлениях, правильная установка места и роли психолога в образовательном пространстве, позволит вывести психологическую службу на уровень, соответствующий ожиданиям общественности и школы.
- 8995 просмотров