Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Социально-психологическая служба школы — веление времени

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Глубина и масштабность кризисных явлений в обществе особенно ярко проявляются по отношению к подрастающему поколению, поскольку именно оно является наименее социально защищенной и наименее адаптированной к жизни в новых условиях его частью.

Литвиненко В.В.

В этой ситуации меняется роль службы психологического сопровождения образования, которая в течение вот уже двух десятилетий, сама являясь образовательной инновацией для образовательной практики, стала ее необходимым компонентом.

Стоит отметить, что, несмотря на все сложности организации и развития психологической-службы, она действительно доказала, что способна решать множество сложнейших проблем. Среди них и сопровождение в образовательном процессе детей с трудностями в обучении, с девиантным поведением, одаренных детей, детей-сирот, и повышение психологической компетентности педагогов, и минимизация традиционных «школьных факторов риска».

Сегодня же, когда образование переживает процесс модернизации в условиях перехода на 12-летнее обучение, потребность в психологическом обеспечении должна усиливаться, а сама психологическая служба — заново определять свою роль и место, адекватные ситуации и имеющимся ресурсам.

Конечно, сегодня уже не оспаривается тот факт, что деятельность школьного психолога должна опираться на определенную систему научных представлений о психике ребенка, особенностях его учебной деятельности и развития, путях и методах организации помощи и т. д. Однако этого уже явно недостаточно.

Школьного психолога необходимо оснастить системой научных теоретических представлений о целях и задачах его практической деятельности, иначе говоря — теорией практики. Такая теория, будучи сама результатом научного осмысления практического опыта, должна помочь психологам ответить на три взаимосвязанных важных вопроса: зачем? что? и как?

Зачем нужен психолог в школе? Какие цели и задачи профессиональной деятельности он перед собой ставит? Отвечая на эти вопросы, теория школьной психологической практики позволит определить место психолога в целостной учебно-воспитательной системе, задать цели и ценности его профессиональной деятельности, позицию по отношению к школьникам, их родителям и педагогам.

Чем именно наполняет психолог свою ежедневную работу в свете поставленных целей и задач, что положено в содержание его деятельности? В ответе на этот вопрос будут содержаться основные направления деятельности психолога со школьниками, педагогами, родителями и их конкретное наполнение.

И, наконец, как психолог осуществляет свою деятельность? Теория поможет определиться как с выбором конкретных технологий, методов диагностической, консультативной, коррекционной и других форм работы, так и с подходом к организации деятельности. Итак, в целом теория практики нужна для того, чтобы на ее основе можно было построить и реализовать целостную модель деятельности школьного психолога, в которой органично увязывались бы цели и конкретные виды ежедневной работы, задачи и выбранные методы, содержание и организационные формы.

Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии-детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.

Основные цели службы: содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.

Одной из основных целей социально-психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья учащихся. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Главная цель социально-психологической-службы образования — психологическое-здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.

Основные задачи социально-психологической службы образования:

  • реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
  • развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
  • создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками;
  • оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

Поэтому деятельность социально-психологической службы образования и направлена создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, психолог создает необходимые условия вместе с учителями и родителями учащихся.

Таким образом, сегодня социально-психологическая служба является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

10 февраля в Астане Комитетом Министерства образования и науки проводится Международная конференция под эгидой ЮНИСЕФ на тему: «Перспективы развития социально-психологической службы в контексте взаимодействия государственных органов по профилактике аутодеструктивного поведения среди детей и молодежи».

На конференции будет дан старт работе социально-психологических служб и определены механизмы межведомственного взаимодействия государственных органов и повышения квалификации практических работников, занимающихся вопросами профилактики аутодеструктивного поведения среди детей и молодежи, направления работы социально-психологических служб по реализации важнейших задач, стоящих перед ними.

Владимир Литвиненко — директор департамента по защите прав детей Северо-Казахстанской области

Северо-Казахстанская областная газета «Молодежная — Жастар» № 2 от 26.01.2012 г.

Источник: ДЗПД СКО

Категория: