Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Социально-педагогическая поддержка подростков из неполных семей

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Агафонова Юлия Сергеевна психолог КГУ «ОСШ № 4» г.Шемонаиха ВКО

Фото с сайта vyborg-press.ru

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-педагогическая поддержка подростков из неполных семей
Глава 2. Неполные семьи как фактор психологического неблагополучия подростка
2.1. Семья как институт социализации
2.2. Типы неполных семей и проблемы, возникающие в них
2.3. Формирование личности ребенка в неполной семье
Глава 3. Исследование подростков из неполных семей
3.1. Диагностическая работа по выявлению эмоциональной обстановке в семье
3.2. Диагностическая работа с родителями по выявлению их отношения к ребенку
3.3. Разработка и реализация программы работы социального педагога по социально—педагогической поддержке детей из неполных семей
3.4. Проведение контрольной диагностики
Заключение
Литература

Введение

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность. [4, с.164]

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Однако в последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.

Среди неблагополучных семей самой распространенной является неполная семья. Подтверждением данному факту является увеличение числа разводов супругов. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т. е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Категорию неполных семей пополняют также внебрачные и осиротевшие семьи. В результате сегодня каждый седьмой ребенок в стране воспитывается в неполной семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими последствиям.

Дети в неполных семьях зачастую становятся участниками и свидетелями событий психотравмирующего характера. «Битва» родителей в до-разводный и после — разводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. (приложение 1) Эти трудности становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних. По экспертной оценке более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в неполной семье, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или наркотики, 53% занимающихся проституцией. Эти и другие негативные последствия, (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности), оказывают серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка.

Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка, что оказывает серьезное влияние не дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка.

Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите, как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей.

Приоритет защиты интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни заложены в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. Данная проблема признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В указе Президента «О первоочередных мерах по реализации выживания, защите и развитию детей». Необходимо также отметить указ Президента «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей», который непосредственно касается неполных семей.[10]

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах М. И. Буянов.

В работах отмечается, что семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается в помощи, поддержке, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики социализации ребенка в семье позволяет выявить противоречие между требованиями общества к уровню социализации подрастающего поколения с одной стороны и недостаточным учетом особенностей влияния на социализацию ребенка неполной семьи с другой стороны.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, содержание деятельности, методы работы социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей.

Цель исследования: изучить особенности подростков из неполных семей, выявить эффективные формы и методы социально педагогической поддержки данных подростков в современных условиях.

Объект исследования: подростки из не полных семей

Предмет исследования: социально-педагогическая поддержка подростков из неполных семей.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ психологической, методической, педагогической, социально-педагогической литературы, систематизировать полученные данные в контексте данной проблемы.
2. Выявить проблемы подростков из неполных семей.
3. Разработать содержание констатирующего эксперимента, целью которого является выявление проблем подростков из неполных семей
4. Изучить опыт социального педагога по поддержки подростков из неполных семей.
5. Составить программу по социально—педагогической поддержке подростков из неполных семей

Гипотеза исследования: если социальный педагог будет оказывать комплексную социально—педагогическую поддержку подросткам из неполных семей, то социализация подростка будет проходить более успешно.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы.
2. Анализ документов.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
5. Анкетирование

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: