VI Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Серия последовательных уроков (№ 1, 2, 3) по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие»

VI Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателейСедьмой международный творческий конкурс «Зимние забавы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнеВторой международный творческий конкурс «Абай әлемі» для детей, педагогов и воспитателейЭкспресс-публикация Отправить материал на публикациюСертификат о публикацииПубликация на портале «Азбука.kz»СвидетельствоПортфолио учителяЯндекс.Толока — заработок в интернете

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Дашковская Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы, 2 квалификационная категория, стаж 18 лет. КГУ «Береславская неполная средняя школа» СКО, Айыртауский район, село Береславка

Серия последовательных уроков (№ 1, 2, 3) по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие»

Серия последовательных уроков по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие» по семи модулям Программы Кембриджского университета.

План урока № 1

Тема

Образование действительных причастий

Общие цели

— организовать исследовательскую работу;

— сделать вывод, как образуются действительные причастия.

Задачи

— узнать, как образуются действительные причастия;

— научиться образовывать действительные причастия;

— развивать критическое мышление;

— воспитывать коммуникативную личность.

Вид урока

— исследование, работа в паре.

Критерии успеха

Я знаю, что такое причастие;

  •  как оно образуется;

 Я умею находить причастие в предложении.

Ресурсы

Ватманы, стикеры, фломастеры, учебник.

 

Действия:

Знание

— сообщение задач урока;

— проверка знаний о причастии;

— обсуждение сложных вопросов.

Понимание

Исследовательская работа по новой теме: П. 11.

Преобразование темы в разные формы (схемы, таблицы, кластеры и т.д.) Открытый вопрос: «Как вы думаете, почему причастия так называется?»

Применение

Применение правила на практике:

Упр. 83, 84. Взаимопроверка.

Критерии оценивания:

— правильность выполнения заданий;

— убедительность и аргументированность.

Анализ

Работа в парах (По Блуму) Упр. 87 (обсуждение и письменная работа).

Синтез

Беседа – итог о действительных причастиях и их образовании.

Упр. 86. Слуховой диктант.

Ожидаемые результаты

Определение на слух видов причастий.

Умение образовывать действительные причастия.

Рефлексия

Самооценка:

— Что я узнал нового?

— Над чем мне необходимо поработать?

— Взаимооценка: комментарии групп.

Комментарии учителя.

Домашнее задание

П. 10, 11. Составить сказку о действительных причастиях.

План урока № 2

Тема

Краткие страдательные причастия

Общие цели

—  выявить взаимосвязь кратких страдательных причастий с краткими прилагательными.

Задачи

—  формировать личный интерес к теме, а также умение применять знания на практике;

—  развивать способность актуализации знаний через критический подход к пониманию новой информации;

—  воспитывать уверенность в себе и понимания ценности своего мнения.

Вид и форма урока

Исследование. Дифференцированный подход в обучении. Трехуровневые задания. Работа в паре.

Критерии успеха

Я знаю, что краткую форму имеют качественные прилагательные, которые изменяются по родам и числам, но не склоняются, в предложениях являются сказуемыми.

Я умею образовывать краткие прилагательные, изменять их по родам и числам.

Ресурсы

ИКТ (ноутбук, сотовые телефоны), диаграмма Венна, карточки.

 

Действия:

Организационный момент

Тренинг «Домики ищут детей». Двигаемся в темпе.

Что было сложным в этом тренинге? Кем бы вам хотелось стать домиком или жителем?

Знания

Задачи урока. Беседа:

—  Какие были затруднения при выполнении домашнего задания?

—  Какие есть вопросы по пройденным темам?

2. Работа по карточкам в паре.

Задание: образуйте формы настоящего и прошедшего времени действительных и страдательных причастий. Проверь себя!  (проверка по ИКТ)

Актуализация

Исследовательская работа. Заполнение диаграммы Венна.

—  Ребята, помогите мне найти ответ на вопрос: в чем отличие и сходство кратких прилагательных и причастий?

Последовательность исследовательской работы:

Поиск необходимой информации через сотовые телефоны в Интернете. Обсуждение в паре.

Представление диаграмм. Всеобщее обсуждение.

Итоговое решение.

—  Сделайте выводы на основании диаграммы Венна.

—  Сравните с выводами в учебнике.

Реализация

Трехуровневые задания. Прохождение всех трех уровней. Работа в паре.

Задание 1 уровня: заполнить таблицу краткими причастиями.

Задания 2 уровня: перестройте предложения с краткими причастиями.

Задания 3 уровня: цифровой диктант. Выпишите номера предложений с краткими причастиями.

Проверь себя! (проверка по ИКТ)

Критерии оценивания:

«5» -задания выполнены без ошибок.

«4» - имеются незначительные ошибки.

«3» - имеются ошибки (сколько?)

Синтез

Конструируем отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

Задание: в текст стихотворения вставьте краткие причастия. Предлагаются глаголы околдовывать, очаровывать, опутать, оковать.

Проверь себя! (проверка по ИКТ) Итоговая беседа.

Рефлексия

Самооценка

Самоконтроль

Карточка самооценки Имя-----------------------

Над чем необходимо поработать----------------------. Что мне понравилось---------------------- Что мне показалось сложным--------------------- Комментарии напарника----------------------- Комментарии учителя----------------------------- .

Домашнее задание

П. 16, с. 61 написать эссе на тему: «Что вы можете сказать о характере человека, если его девизом являются слова: сказано – сделано?», употребляя краткие причастия.

План урока № 3

Тема

Правописание не с причастиями

Общие цели

— синтезировать знания о правописании не с разными частями речи (прилагательными, существительными, причастиями).

Задачи

— формировать исследовательский интерес к теме, а также умения и навыки правописания не с причастиями;

— учить рассуждать и доказывать, развивать способности активизации знаний;

— воспитывать уверенность в себе и понимание ценности своего мнения.

Вид и форма урока

Работа в парах и индивидуальная. Интерактивная стратегия «ЗХУ». Кумулятивная беседа.

Критерии успеха

Я знаю, как пишется не с глаголами, прилагательными и существительными.

Я умею писать правильно не с глаголами, прилагательными и существительными.

Ресурсы

Таблицы «ЗХУ», «Учитесь рассуждать и доказывать», «Правописание не с различными частями речи», ИКТ.

 

Действия:

Орг. момент

Тренинг «Пожелание».

Знание

1.Активизация прежних знаний:

Задание: сформулируйте и задайте друг другу по два вопроса (закрытый и открытый)

— Что называется причастием?

— Почему причастие - особая форма глагола, а не прилагательного?

— На какие виды делятся причастия?

— Почему они так называются?

— Как образуются причастия?

— Что называется причастным оборотом?

— Почему краткими могут быть только страдательные причастия?

2. Практическая работа (ИКТ)

1 задание: образуйте действительные и страдательные причастия от глаголов взять и бросать, а затем образуйте краткие формы причастий.

2 задание: разбор предложения с причастным оборотом.

Все небо усыпано звездами, весело мигающими.

— Почему причастный оборот обособляется? Перестройте предложение, чтобы причастный оборот не обособлялся.

Понимание

Новый материал. Сообщение темы урока.

Интерактивная стратегия «Таблица ЗХУ» (заполняется индивидуально)

Знаю

Критерии успеха

Хочу узнать

Задачи урока

Узнал

Ожидаемые результаты

 

 

 

Кумулятивная беседа в парах.

Заполнение первых двух колонок таблицы (использование знаний о правописании не с разными частями речи).

Самостоятельное изучение новой теме.

Сопоставление информации и выявление сходства и различия в правописании не с разными частями речи.

Заполнение третьей колонки таблицы «ЗХУ»

 

Применение

Учимся рассуждать и доказывать.

(стр.62 упр. 136)

Упр. 137 грамматическая загадка. Чтение вслух. Переведите на научный язык.

 

Анализ

Практическая работа:

Упр. 139 комментированное письмо (по цепочке).

Упр. 140 работа в паре, обсуждение и комментирование ответов.

Синтез

Упр. 142 работа в паре. Конструирование новых предложений.

Оценивание

Критерии оценивания:

Владение навыками правописания не с причастиями.

Умение рассуждать и доказывать.

Эмоциональность.

Креативность.

Ожидаемые результаты:

1. Научились ли вы высказывать свое мнение?

2. Научились ли вы обобщать полученную информацию?

Рефлексия

Самооценка «Числовая шкала». Обведите число, которое показывает, насколько вы знаете пройденный материал.

 

Я научился многому

Я научился не многому

Я ничему не научился

Оценивая свою работу

3

2

1

Работая самостоятельно

3

2

1

Комментарии учителя

 

Домашнее задание

П. 16 упр. 143, сочините стихотворение о правописании не с причастиями.

Категория: