Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Сценарий большой психологической игры на тему: «Предлагают работу? Твои действия…»

 

Версия для печатиВерсия для печати
Якимова Ирина Ивановна, руководитель психологической службы Первой гимназии Якимова Ирина Ивановна, руководитель психологической службы Первой гимназии

 

Проблемы международной и внутристрановой торговли детьми вызывают огромную обеспокоенность во всех странах Европы и Центральной Азии. Торговля людьми приобрела новые аспекты в связи с последними достижениями в области технологий, транспортных возможностей и изменениями в структуре транснациональной организованной преступности. Торговля людьми — это современная форма рабства, которая сопровождается самыми серьезными нарушениями прав человека. Тем не менее, имеется мало достоверной информации, прежде всего в силу того, что торговля людьми — это подпольная деятельность.

 

Торговля людьми является проблемой и для Казахстана, которая выступает важным источником, транзитным пунктом и страной назначения для жертв торговли. Торговля людьми означает гораздо больше, чем организованное перемещение людей для целей извлечения прибыли.

Главнейший дополнительный фактор, который отличает торговлю людьми от незаконного ввоза мигрантов, заключается в присутствии элемента силы, принуждения и обмана в ходе всего или на определенной стадии процесса, причем такой обман, сила или принуждение используются для цели эксплуатации. Важным становится вооружение учащихся школ (особенно старшеклассников) знаниями об опасностях трафика людей. При этом, информация должна быть практической направленности, помогающая разгадать «ловушки» вербовки при поиске работы за рубежом.

Задачи игры:

  • Объяснить старшеклассникам, что такое трафик, показать его формы, виды и механизмы.
  • Научить распознавать манипуляции тафика в ситуации вербовки (прямой или косвенной, индивидуальной или массовой).
  • Продемонстрировать возможные меры предосторожности и пути спасения из ситуации трафика, возможности возвращения домой.

Предполагаемый психологический результат:

Осознание проблемы трафика. Формирование собственной поведенческой стратегии противодействия и нейтрализации манипулятивных действий в ситуациях поиска работы за рубежом.

Описание сюжетной канвы:

Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.

Тип сюжета: реальный.

Время на игру и на обсуждение: 1,5–2 часа

Участники:

  • Возраст участников: 15-17 лет.
  • Размер группы: до 20 человек
  • Сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих: 1 человек (психолог).
  • Предусмотрено участие педагогов: социальный педагог, учитель общественных дисциплин, инспектор по делам несовершеннолетних – в качестве соведущих.

Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов:

Вслед за игрой могут идти тренинговые занятия, направленные на профилактику психологических манипуляций и контроля сознания, содержательная общеобразовательная деятельность на уроках. Материалы игры могут быть положены в разработку родительского собрания «Работа за рубежом: реальность или ловушка».

Подробный сценарий игры

Время на проведение Содержание каждого этапа Материалы, необходимые для проведения этапа

Вводный этап

Задача этапа: создание условий для построения субъективного отношения между детьми и взрослыми, для реализации способов общения.

10 мин.

«Театр Кабуки»

Участники делятся на 2 команды.

Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей.

После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает: «Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. Игра продолжается до 3 очков.

 

I этап — Планы на будущее и на ближайший год

Задачи этапа:

  • формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, ответственности за свой выбор при решении жизненных проблем, корректировке и реализации своих профессиональных интересов;
  • исследование себя, своих ресурсов, проектирование своей жизни;
  • выявление общих моментов (жизненная или профессиональная успешность, высокие заработки, высшее образование, зачастую интерес к загранице либо обучение, либо работа и т. п.)
10 мин.

— Коллаж «Моя будущая жизнь» (может быть домашним заданием).

Необходимо представить свой коллаж.

 
10-15 мин.

— «Калоши счастья»

Для принятия правильного решения необходимо в первую очередь определить, что для тебя ценно, и что важно. Ценности чрезвычайно сильно влияют на наш выбор.

Иногда мы осуществляем наш выбор только потому, что не можем сказать уверенно «нет», боимся обидеть или не знаем, сомневаемся, хотя чувствуем, что-то не так, что-то неправильно. В игре предоставляется возможность сделать свой правильный выбор. Это не так просто, как кажется. На столе разложены карточки. Выбрав наугад карточку, вы обнаружите то, что может сделать вас счастливым.

Вы надеваете волшебные калоши и мгновенно становитесь счастливым человеком, если остаётесь в них, сказав «да». Вы можете снять их, если хотите ответить «нет». Два короля будут набирать себе в королевство подданных. Королевство «ДА» и королевство «НЕТ». Вы должны хорошенько подумать, как ответить, нужно ли вам такое счастье, справитесь ли вы, сможете ли быть счастливыми?

Два короля уговаривают аргументированно, эмоционально, почему нужно ответить в его пользу. Выслушав все доводы, вы должны принять решение, в какое царство идёте. Думайте, взвешивайте, выбирайте. В карточках может быть:

Ты будешь самым красивым человеком на планете.

  1. Ты будешь очень богат.
  2. Сможешь полететь на другую планету.
  3. Тебя полюбит самый красивый парень (девушка).
  4. У тебя будет неограниченная власть над людьми.
  5. Ты будешь читать чужие мысли.
  6. Ты проснёшься знаменитым.

Обсуждение: Легко или трудно было делать выбор? Почему? В чём вы сомневались?

 

II Этап — Возможности для реализации планов

Задачи этапа:

  • — отработка навыка извлечения релевантной информации из сообщений в условиях дефицита времени и информации;
  • — развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением.
5 мин.

«Фильтр» (Приложение 1)

Помощники (2–4 чел.) размещаются полукругом. Участник стоит в центре. Участнику сообщается тема релевантного сообщения. Помощникам выдаются карточки с набором фраз, среди которых имеются части релевантного сообщения. Помощники зачитывают фразы, задача участника — понять и изложить устно смысл релевантного сообщения.

Допускается два уровня сложности:

  1. Помощники зачитывают фразы по очереди.
  2. Помощники зачитывают фразы произвольно (хаотично).

Обсуждение: Какие качества позволяет развить это упражнение? В каких практических ситуациях необходимы эти качества?

 
5-10 мин.

Объявления в газетах и на ТВ

Обсуждение: Что ты выбираешь? Почему? Что тебе понравилось в объявлениях? Есть ли вопросы? Если ты отказываешься, то почему?

— выясняется: что нравится чаще всего в объявлениях, что непонятно, на что не обращают внимание, на что необходимо обратить внимание, чем могут закончиться подобные приглашения в реальности

Вырезки из газет с объявлениями о предложениях работы

10-15 мин.

Беседа «Работа за рубежом: реальность или ловушка» (Приложение 2):

  • — признаки трафика, которые можно проследить в объявлениях;
  • — вербовка и обман (объяснение);
  • — механизмы вербовки.

Цель беседы:

  • — формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка.
 
10-15 мин.

Как избежать опасности?

Последний этап — возвращение домой (мозговой штурм) (Приложение 3)

  • рассмотрение вариантов действий в создавшейся ситуации (какая нужна информация перед отъездом за рубеж, в какие органы можно обратиться за помощью и т. п.).
 
15 мин.

Коллаж «Мой герб» (Приложение 4)

Цели:

  • отработка навыков уверенного поведения;
  • повышение самоценности личности юношей;
  • осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки в трудной жизненной ситуации.

Основой герба служит щит.

Он разделен на пять частей. Нужно изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков:

  • в первой-то, что умеют делать лучше всего;
  • во второй — место, где чувствуют себя хорошо: уютно и безопасно.
  • в третьей — самое большое свое достижение;
  • четвертой — трех человек, которым могут доверять;
  • в пятой написать три слова, которые хотели бы услышать о себе.
 

III Этап — Рефлексия

Задача этапа: получение обратной связи

15 мин.

«Конверты для добрых пожеланий»

Попросить участников написать свои имена на конвертах. Дальше им нужно написать, пожелание, благодарность для каждого члена группы. Сложите все листочки в соответствующие конверты. Если участники захотят, они могут поделиться этими высказываниями с группой.

конверты, карандаши или фломастеры каждому участнику, листы бумаги

Приложение 1

Примеры карточек (Тема «Организации»)

Первый помощник

Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок.

Посреди поляны, примяв высокую траву, стоял диковинный аппарат.

Неформальная организация — это социальная группа, не имеющая юридически фиксированного статуса.

Люди объединяются в неформальные организации на основе интересов, дружбы или выгоды.

Второй помощник

Черный низкорослый конь с длинной нечесаной гривой шел рысью, пригнув голову к земле.

Формальная организация имеет нормативно закрепленную структуру.

Вечер выдался на редкость теплым. Казалось, — лето застыдилось своего раннего отступления и, по-соседски договорившись с осенью, возвратилось на пару деньков.

По низинам, тяжелым пуховым одеялом стелился серый туман.

Где то, нестройным хором верещали просыпающиеся лягушки.

Приложение 2

Признаки трафика, которые можно проследить в объявлениях

1. Обманчивая легкость и доступность работы или учебы за рубежом (разъяснить правила для получения работы иностранцами, имеющиеся в зарубежных странах, о мерах защиты рынка труда от иностранцев в развитых странах, о предварительной экзаменовке иностранцев для обучения за рубежом, о правилах визы, страхования, лицензирования деятельности вербующих агентств, об опасности долговой кабалы, об обязательном знании иностранного языка (языка страны пребывания).

2. Возможность проезда в кредит, в счет будущих заработков (признаки долговой кабалы — разъяснить механизм формирования громадных долгов).

3. Необязательность знания иностранного языка (одно из условий зависимости от рабовладельца и бесправия).

4. Большие сроки пребывания за рубежом (действие виз весьма ограничено, большие сроки пребывания по контракту дают возможность просрочить визу и тем самым поставить человека в нелегальное положение).

5. Акцент на привлекательной внешности и возрастной ценз предполагают определенный характер работы. (Зачем поварихе длинные ноги и приятная внешность? Это предполагает интерес определенного свойства к ее способностям. Действительно была такая реклама).

6. Предлагаются страны, где в действительности высокий уровень безработицы.

7. Предлагается низкоквалифицированная работа, которой вполне могут заниматься и местные безработные жители (на фоне высокой безработицы) или учащаяся молодежь той страны. Следовательно, это обман.

8. Обещанные заработки не соответствуют реальности.

Приложение 3

Как избежать опасности?

Избежать опасности можно только, преследуя легальные цели, избегая риск, следуя законам своей страны и страны возможной работы, учебы или замужества.

Для этого необходимы:

  • информированность о положении в тех странах;
  • знание законов тех стран;
  • знание иностранных языков в рабочем объеме;
  • обязательное информирование близких и знакомых;
  • наличие достаточных средств для возвращения на родину;
  • проездные документы в оба конца и несколько копий паспорта, билета и других документов, помещенных в надежное место и дома;
  • информация о специальных убежищах, где можно переждать, пока оформляются заново документы, получить медицинскую, психологическую и правовую помощь, а также моральную поддержку. Такие организации помогают связаться с посольством, с домом и иногда помогают купить обратный билет через международные организации или заработать на билет, или получить билет из дома.
  • кроме того, важно наличие надежных друзей за рубежом, не замешанных в ситуации.

Приложение 4

Коллаж «Мой герб»

Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб. Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.

Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

  • когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;
  • когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;
  • стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;
  • мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;
  • когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.
Рисунок «Герб»
Категория: