Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Роль природных оздоровительных систем в формировании здорового поколения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Пильченко Т.Г.
учитель географии Архангельской средней школы
Кызылжарского района Северо-Казахстанской области, II категория

Земля дает нам соки живительные, воздух — глоток целебный, вода — силы чудотворные.
П.И. Иванов


Здоровье — самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Чтобы укрепить его, нужно смолоду закалять свой организм, придерживаться рационального образа жизни, стремиться к физическому совершенствованию.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем Послании к народу Казахстана определил стратегические приоритетные задачи развития государства. Одним из приоритетных направлений является охрана и укрепление здоровья населения. В Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 — 2024 годы говориться о том, что «основной национальной идеей, воплощением многовековой мечты казахстанского народа» является «сохранение его природы, культуры, здоровья и благополучия каждого казахстанца». В настоящее время школа, как одно из базовых звеньев должно гибко реагировать на запросы общества. Казахстанскому обществу необходимо хорошо образованное, здоровое поколение молодых людей и поэтому современная школа должна построить свой учебный процесс таким образом, чтобы максимально сохранить здоровье подрастающего поколения. Использование в современной школе здоровьесберегающих технологий позволит нам снизить так называемые «школьные» заболевания.

Обучение в школе предъявляет к организму высокие требования:

  • во первых, это большая статистическая нагрузка, требующая специальной организации двигательного режима для удовлетворения естественной потребности организма в движении;
  • во вторых, это необходимость усвоения значительного объема разнообразной информации и напряжение зрительного анализатора для работы с мелкими объектами при чтении, письме, конструировании.

Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, а также накопление избыточной массы тела, что предполагает развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ, снижения защитной силы организма.

Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие, формирование и созревание организма, он способен чутко реагировать как на неблагоприятные ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие. И в это время нельзя упустить для закрепления того уровня здоровья, которое необходимо обеспечить каждому жителю нашей страны, поскольку уровень здоровья закладывается еще до рождения, а также в раннем и дошкольном возрасте, формируется и окончательно складывается.

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. В результате исследований, проведенных в ходе ежегодного медицинского осмотра учащихся Архангельской средней школы Кызылжарского района местным медицинским учреждением было выявлено следующее: из 139 детей у 133 обнаружены различные виды заболеваний: с нарушением осанки — 29; с заболеванием органов пищеварения — 24; нарушением зрения — 14; понижением слуха — 1; заболеванием органов дыхания — 20; заболеваниями мочеполовой системы — 7; болезнями кожи — 2; ожирением — 2; заболеваниями нервной системы — 5; заболеваниями сердечно — сосудистой системы — 7; плоскостопием — 22. По оценке физического развития: в группе гармоничного развития — 3; в группе ухудшения — 96; в группе опережающего развития — 9; в группе общей задержки развития — 3.

В ходе исследований было выявлено, что основными причинами заболеваний являются:

  1. Нарушение экологической благополучности окружающей среды;
  2. Малоподвижный образ жизни;
  3. Неправильное питание;
  4. Наследственные заболевания;
  5. Социальные факторы.

Таким образом, состояние здоровья является индикатором, определяющим благополучие общества.
Основными факторами повышающими защитные силы организма являются: закаливание — это система гигиенических мер, психологического и самовоспитывающего характера, направленных на повышение устойчивости человека в условиях окружающей среды, а также на увеличение его физических резервов; на увеличение способности переносить без вреда для здоровья неблагоприятные условия.

Закаливание воздухом — это метод, который с успехом могут применять не только взрослые, но и дети. Воздушные ванны оказывают многогранное действие на организм:

  • повышают тонус нервной системы;
  • повышают функции желез внутренней секреции;
  • улучшают процесс пищеварения;
  • совершенствуют функции дыхательной системы;
  • действуют успокаивающе на организм.
  • босохождение, как элемент оздоровления известен давно. В Древней Греции дети получали право носить обувь только с 18 лет. Если в развитых странах плоскостопие встречается у 30 — 40% детей, то в странах с традиционным босохождением плоскостопие встречается очень редко. Во многих лабораториях мира исследовали процессы, происходящие в организме человека при воздействии босохождения. Как оказалось, на стопе находится 72 тысячи нервных окончаний. Кожа стопы — мощная рефлексогенная зона. Хождение босыми ногами по теплому, мягкому песку хорошо расслабляет и успокаивает нервную систему.
  • физические нагрузки или труд. Клинические данные показали, что ограничение физической активности повышает заболеваемость. Установлено, малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки, вызывает атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких, а главное — нарушение деятельности сердечно — сосудистой системы. Мышечная активность регулирует работу сердца рефлекторно, посредством нервной системы, а также гуморальным путем. При сокращении мышц, в кровь поступает много биологически активных веществ, которые воздействуют на сердце, повышают интенсивность биохимических процессов в сердечной мышце. Общая физическая активность должна быть не менее двух часов.

Живительная сила растений также оказывает оздоравливающее воздействие на организм человека. Растения содержат множество активных веществ, положительно влияющих на систему органов человека:

  • алкалоиды оказывают стимулирующее воздействие на нервную, сердечно — сосудистую систему;
  • эфирные масла подавляют рост патогенных микроорганизмов, обладают противовоспалительным действием;
  • смолы обладают бактерицидным и антиглистным действием;
  • минеральные вещества благотворно влияют на обмен веществ;
  • фитонциды обладают защитным действием.

Таким образом, используя защитные силы природы, можно не только защитить свой организм, но и также повысить его иммунные силы.
Природные оздоровительные системы можно с успехом применять на пришкольном участке, который должен быть использован не только для закрепления агробиологических знаний учащихся, но и использоваться как оздоровительный комплекс. На пришкольном участке нашей школы создана целая система оздоровительных объектов, которые благоприятно воздействуют на сохранение и восстановление здоровья школьников. Система оздоровительных мероприятий проводится в течение всего года: весной, летом и осенью — на пришкольном участке, а в зимний период — в оранжерее, используя для этого специально обустроенный класс.

На пришкольном участке создан отдел здоровья, который помогает школьникам получить заряд бодрости, хороший эмоциональный настрой. Отдел здоровья состоит из взаимосвязанных зон:

  1. «Зона снятия отрицательной и получения положительной биоэнергии». В научном мире давно известны и исследованы растения, которые могут снимать негативную энергию и заряжать человека положительной энергией. В нашем регионе такими энергетическими растениями являются: осина, дуб, клен, береза;
  2. «Природная столовая», где ребята, употребляя в пищу растения, обогащаются необходимыми для организма веществами. В этом отделе выращиваются овощные и плодово — ягодные культуры;
  3. «Аптекарский огород», в этом отделе представлены растения (валериана, чебрец, подорожник, малина, крыжовник, смородина, девясил, чистотел), собирая которые, учащиеся используют для приготовления разнообразных отваров, фиточая;
  4. «Фитосалон» — представлена коллекция растений, которые используются использовать для получения косметических средств (календула, крапива двудомная, ромашка аптечная).
  5. «Зона ароматов» — коллекция растений, выделяющих ароматические вещества (фиалка, шиповник, роза, ночная красавица, мелисса, мята перечная). Ароматические вещества влияют на настроение, улучшают здоровье, повышают работоспособность.
  6. «Зона снятия эмоционального стресса» — коллекция декоративных растений (лилии, незабудки, левкои, астры, дельфиниумы), помогающие снять стрессовые реакции, расслабиться.

Дорожки между зонами посыпаны песком и гравием, что помогает профилактике плоскостопия и оказывает положительное влияние на нервную систему детей.

В зимний период оздоровительные мероприятия проводятся в школьной оранжерее, которая выполняет ряд важнейших задач:

  • улучшает микроклимат помещения;
  • положительно влияет на настроение людей;
  • создает комфорт и психологически благоприятную среду;

Растения в оранжерее размещены таким образом, что бы можно было создать зоны оздоровления:

  1. «Природные доктора» — коллекция растений (алоэ древовидное, каланхоэ, «золотой ус», герань), используемых для лечения заболеваний: инфекционных, кишечных, простудных.
  2. Отдел кактусов и суккулентов, которые помогают снять негативную энергию;
  3. «Растения санитары» — очистители воздуха;
  4. «Зал релаксации» — коллекция экзотических растений (лианы, аспарагусы, диффенбахии и др.) в совокупности с тихой мелодичной музыкой помогают расслабиться, зарядиться положительной энергией. Еще Пифагор утверждал, что музыка — универсальное средство духовной и телесной гигиены. Исследования показали, что под влиянием музыки происходят изменения в работе внутренних органов, мышц, ЦНС, снижается утомление.

Кроме того, как одним из оздоровительных мероприятий является организация фитогостинной, где учащиеся получают целый комплекс знаний:

  • знакомятся с многообразием и целительными свойствами растений;
  • получают навыки приготовления простейших отваров, мазей из лекарственных растений;
  • учатся составлять и правильно пить оздоровительный фиточай;
  • получают знания о фитонцидах и их влиянии на организм, а также применять на практике ароматические вещества.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании», статье 37 говориться: «что в организациях образования должны обеспечиваться меры по предотвращению заболеваний, укреплению здоровья, физическому совершенствованию, стимулированию здорового образа жизни. Поэтому нам всем необходимо создать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников. Для того, что бы построить конкурентноспособное государство, необходимы прежде всего здоровье народа, здоровая окружающая среда.

Список использованной литературы:

  1. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 — 2024 годы, 2007.
  2. Закон РК «Об образовании» ст. 37 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников», 2007.
  3. Тель Л. З. Валеология: Учебник для старших классов общеобразовательных школ, колледжей и специальных учебных заведений. Астана, 2003.
  4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. М., 1988.
  5. Петков В.И др. Современная фитотерапия. София, 1988.
  6. Попова Л.А. Ильичева Т.М. Образование для устойчивого развития: Сборник практических материалов из опыта работы. — Алматы, 2008. с.5
Категория: