Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Роль принятия Крещения Руси в развитии письменности у славян

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Веркулеева А.В., средняя школа в честь Преподобного Сергия Радонежского г. Петропавловск

Цель:

  • показать связь исторических событий и культурного развития славян;
  • мотивировать к необходимости изучения старославянского языка как средства понимания славянской культуры;
  • выработать умение выявлять факты и сопоставлять их между собой.
Роль принятия Крещения Руси в развитии письменности у славян

Оборудование: Иконы (Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и князя Владимира), портрет или фотография памятника дьякона Иоанна Федорова; старопечатные книги; карта; таблицы кириллицы и глаголицы.

Ход урока:

1. Организационный момент. Создание позитивного фона обучения. Сообщение хода и целей урока.

2. Говоря о событиях Крещения Руси, разговор можно построить на основе таблицы:

События: Крещение князя Владимира Крещение Руси Создание азбуки
Люди: Князь Владимир, княгиня Ольга, епископ Михаил, царевна Анна Князь Владимир, епископ Михаил, святители Кирилл и Мефодий
Причины: Вера в Единого Бога; свадьба с царевной Анной; Единый Бог — единая власть Ввести Русь в цивилизованный мир; объединить страны; установить различные связи с Константинополем Развитие письменности; развитие богослужения; развитие наук; приобщение к культурному наследию мира

3. В этом разговоре не следует збывать и о центрах развития письменности и наук — о монастырях. Прежде всего, это Троице-Сергиевая лавра — колыбель Славяно-греко-латинской академии, а впоследствии — Московского государственного университета. Если позволит время и формат урока, расскажите о ней.

4. Рассмотрим причины развития письменности славян. Известно, что до изобретения кириллицы славяне пользовались глаголической азбукой (по одной из версий, также составленной Кириллом и Мефодием), но письменность не имела такого развития и необходимости употребления. Торговые вопросы, бытовые нужды, творчество — все это соответствовало тому уровнем письменности, который существовал. Но с принятием Крещения по всей Руси быстрыми темпами началось строительство храмов, в которых нужно вести службы. Да, и с новой верой стало также необходимо знакомить славян. На Русь съезжались образованные люди Византии, Европы, привозя с собой книги. Кроме личных связей открылись и культурные. Все это стало толчком к развитию письменности.

Первыми, кому потребовалась письменность, стали священнослужители и монахи. Это на многие века определило место развития науки — монастыри. Ведь даже простому чтению люди учились по Священным книгам. А фраза: «Я сам читал!» — звучала почти сакраментально: написанному слову верили.

5. На уроке предлагается ребятам рассмотреть старинные книги, определить их особенности, рассмотреть красоту вязи букв, разобрать написанное. Как правило, это книги церковные, имеющие духовно-нравственный смысл.

6. Рефлексия урока. В конце урока применяется небольшой игровой момент, интрига.

Моим ученикам нравится игра «Волшебный сундучок». Сундучок имеет несколько отделений, распределенных по темам, а в каждой из тем несколько вопросов. Ученик достает один из вопросов и отвечает на него. Например, темы и вопросы могут быть такими:


История


Люди

Год Крещения Руси. Первый представитель княжеского рода на Руси, принявший крещение.
Какая страна приняла Крещение раньше: Греция или Русь? Чем прославились на Руси братья Кирилл и Мефодий?
Какая книга была напечатана первой? Имя первого книгопечатника на Руси.

География


Грамота

Какой город был столицей Руси во время принятия Крещения? Перевдите на русский язык слово вку1пе.
Какой город носит прозвище «Третий Рим»? Назовите славянские буквы: а, w, б
Интересно…

История


Люди

Изобретатель многоствольной полуавтоматической пушки и печатного станка. Автор политических и религиозных реформ на Руси. Имел красивое прозвище.
Она уделяла большое внимание образованию, развитию наук в России. В ее царствование состоялся перевод Библии с церковнославянского языка на русский. Они родились в городе Фессалоники, получили прекрасное образование. За труды и подвиги прославлены Православной Церковью.
Ему принадлежат слова:
«Восстань пророк и виждь, и внемли,
исполнись волею Моей,
и, обходя моря и земли,
глаголом жги сердца людей»
В русской литературе эпохи Средних веков существовало деление произведений на жанры: высокий (ода…), средний (стихи…) и низкий (басни…). Церковнославянизмы можно было употреблять только в произведениях высокого жанра. Этот автор впервые стал использовать церковнославянизмы в произведениях разных стилей, т. е. стал революционером русской классики
Категория: