Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Родительское собрание в 9-х классах «Профессиональный выбор — выбор ваших детей»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Грицюк Зайнап Загидулловна, педагог-психолог, I категория высшей квалификации, КГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское» акимата Осакаровского района Карагандинской области

Грицюк Зайнап Загидулловна

Цель: оказать помощь родителям и воспитателям в вопросе профориентации их детей.

Задачи:

1. Раскрыть понятия, связанные с профориентацией учащихся (выбор профессии, направленность и т. д.);
2. Формировать позитивную позицию родителей к выбору профессии детей;
3. Вовлекать родителей и воспитателей в участие.

Предварительная работа: проведение педагогом-психологом занятий и блока диагностических исследований.

Оборудование: видеопроектор, презентация, карта первичной профконсультации (на каждого учащегося индивидуально).

Здравствуйте, уважаемые родители и воспитатели! Сегодня мы вместе попробуем разобраться в важном вопросе, который стоит перед вашими детьми, в какой-то мере, и вами

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую, сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто ознакомится с ним даже в первый раз — это ориентация школьников на те, или иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно-обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.

Направленность выступает как системно-образующее качество личности, определяющее её психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, её мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Уважаемые родители! Понять правильно суть работы, проделанной с учащимися 9-х классов и разобраться в вопросе нашего собрания «Профессиональный выбор — выбор ваших детей» вам поможет презентация и карты первичной профконсультации. Начинаем! (здесь демонстрируется показ слайдов по тексту — педагог-психолог создаёт презентацию как ему удобно).

Цели и задачи профориентационной работы:

Цель: Изучение личности по определению профориентационной готовности.

Задачи:

1. Выявить у учащихся профессиональные интересы, профессиональные намерения, профессиональную направленность личности и профессиональное призвание;
2. Ориентировать учащихся на выбор соответствующих профессий;
3. Определить свойства личности, её способности и профессиональные наклонности;
4. Раскрыть способности личности учащихся по осознанию ими важности правильного профессионального самоопределения;
5. Формировать профессиональное призвание;
6. Активизировать и поддерживать самостоятельную деятельность личности;
7. Воспитание у школьников качеств, необходимых для всех профессий (трудолюбие, дисциплинированность, организованность и т. п.)

Известно, что правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Следовательно, трудовые достижения выпускников школ или других учебных заведений, связанных с профориентацией, служат еще одним важным критерием успешности выбора профессии.

Наиболее важным психологическим критерием успешного выбора профессии и места работы является удовлетворенность человека сделанным выбором. Для оценки уровня удовлетворенности профессией, местом и характером выполняемой работы, зарплатой используются тесты и анкеты.

Мотивация

Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность её деятельности.

Мотивы профессиональной деятельности

  •  Мотивы собственного труда — учиться всему новому для того, чтобы достигнуть поставленных целей в жизни.
  •  Мотивы социальной значимости труда — кем-то замечено, труд не пропадёт даром, приносить пользу окружающим и т. д.
  •  Мотивы самоутверждения в труде — выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно; делать всё как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.
  •  Мотивы профессионального мастерства — мастерски выполнить; я стану нужным человеком; выполнять любую работу как можно лучше. Педагог-психолог раскрывает значительная роль мотива в выборе профессии через показ диаграммы: советы окружающих (25%); советы родителей (17%); СМИ (9%); факторы (9%); ориентир на содержание деятельности (40%) — данные исследований.

Далее педагог-психолог раскрывает характер профессиональной ориентационной работы с учащимися: делает сравнительный анализ по классам, при этом раскрывает все направления: количество учащихся, юноши, девушки. (диаграмма)

(Диаграмма) Профессиональная направленность личности по классам

Цель: Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

(диаграмма) Сформированность профессионального плана по классам.
(диаграмма) Направленность и выбор профессии личностью по классам

Цель: Оценка профессиональной направленности учащихся на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

Человек — природа
Человек — техника
Человек — человек
Человек — знаковая система
Человек — художественный образ

Познавательные интересы учащихся:

Интересы являются важной составной частью направленности личности, её мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей. В. Н. Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов, заключающее в том, что они выражают тенденцию к реальному овладению им.

Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации:
Цель занятия: Диагностика познавательных интересов по «Карте интересов», разработанной А. Е. Голомштоком.

«Карта интересов» — вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности

Типы личности:

  •  Реалистический
  •  Интеллектуальный
  •  Социальный
  •  Конвенциальный
  •  Предприимчивый
  •  Артистический

(Диаграмма) Коммуникативные и организаторские склонности по классам

Вывод:

Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. Значительное влияние на уровень трудовой подготовки учащихся оказывают условия семейного воспитания.

Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Практическая работа:

Показ карт первичной профконсультации учащихся, объяснение каждого параметра исследования личности. В карту вносятся и рекомендации по каждому учащемуся индивидуально.

Это собрание поможет раскрыть проблему выбора профессии и взглянуть на неё более свободно и позитивно.

В заключение родительского собрания пожелание родителям:

  • Ваш ребёнок выбирает профессию для себя лично.
  • Важно, чтобы он сделал свой единственный, удовлетворяющий его профессиональный выбор и наметил собственный профессиональный маршрут.
  • И если он сделает это осознанно и ответственно, то успех в его профессии и благосостояние в жизни ему обеспечены.
  • Помогите своему ребёнку самостоятельно сделать выбор!
  • Уважаемые родители, желаем Вам удачи!

Список используемой литературы:

1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М. Г. Профориентацион-ный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н. В. Афанасьевой. — СПб.: Речь, 2007.
2. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. — СПб.: Питер, 1998.
3. В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перерераб. — СПб.: Питер, 2003.

Категория: