Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Рефлексия в действии

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Орунбаева Кулян Мухтаровна, учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя школа № 22 с. Тельманское» Карагандинская область Осакаровский район с. Тельманское

Орунбаева Кулян Мухтаровна

Каждый учитель имеет собственный стиль обучения, каждый по-своему находит контакт с классом, и известными ему приёмами добивается понимания учеников.

Я же для себя решила, что успешность обучения и преподавания заключается в групповой работе, а также в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно в процессе обучения. Поэтому на своих уроках попыталась создать максимально комфортные условия. На каждом уроке с целью установления атмосферы сотрудничества и доверия использую вводные игры. Считаю, что именно данные стратегии положительно влияют на атмосферу в классе. При наблюдении за активной работой учащихся на уроке заметила, что не все чувствовали себя комфортно. Думаю, это потому что у некоторых учащихся слабые познавательные способности, и они не всегда понимают, что им предстоит выполнить.

Здесь хочется немного отступить и рассказать о классе, с которым я работаю. В данном классе я работаю третий год. В классе десять учеников, с разным уровнем учебной мотивации и типом темперамента. Особенность в том, что дети в данном классе из семей «оралманов». Основная часть коллектива состоит из мальчиков. Было три девочки, но Каракат перевелась в другую школу. Есть ученики, требующие к себе особого внимания: Азанбай, Райхангуль, Роза, Ляписакен. Двое из них имеют диагноз ЗПР, и двое — это дети, которые не так давно прибыли в нашу школу из МНР. В целом класс активный. Я подумала, чтобы уроки были интересными и плодотворными, прежде всего, нужно стимулировать обучение. Для этого постаралась использовать разные виды формативного оценивания. Одним из основных видов оценивания выбрала — наблюдение. Хочется признаться, что в роли наблюдателя чувствовала себя не совсем комфортно. Так как, наблюдая и слушая, я слышала не совсем правильные суждения, а порой и вовсе неправильные. Ребята даже не задумывались о том, какую оценку получат. На уроках они были раскрепощены, позитивно настроены и все хотели высказаться. Думаю, что они всё принимали за игру. Иногда мне казалось, что они несут бред, хотелось вмешаться всё взять в свои руки, встать у доски и говорить, говорить, говорить. Но я молчала, и лишь изредка направляла, используя различные виды формативного оценивания, такие как: похвала, подбадривание, поддержка и т. д. Заметила, что благодаря этим приёмам ученики старались работать лучше.

Наблюдая за работой в группе, заметила, что обязанности внутри группы ребята распределяют по справедливости. Удивило то, что выступали от группы при защите презентаций все. Я не стала возражать против этого, мне даже было приятно, так как учащиеся, которые обычно молчат, выступали в роли спикера. Конечно, ответы учащихся выглядели «сырыми, угловатыми», но думаю в скором будущем с моей помощью, и, попрактиковавшись, ребята научаться давать логически правильные ответы.

Так же заметила, что учащиеся с более сильными познавательными способностями (Акжол, Жетпысбай) организовывали работу группы, распределяли обязанности и делились своими знаниями с другими членами группы. Из этого сделала вывод, что благодаря высокому уровню своих способностей одаренные ученики способны привлечь к учебному процессу и заинтересовать остальных учеников.

Оглядываясь назад, понимаешь, что проделана большая работа, я стала наблюдательнее, рефлексия стала привычкой, я изменилась, а самое главное меняются мои ученики. Но я знаю, что ещё многое предстоит сделать.

Иногда в мою голову закрадываются такие мысли как: «А правильно ли я делаю?», «А нужно ли это вообще?». Но благодаря старшим коллегам (учителя I, II уровня), а так, же координаторам нашего региона, которые поддерживают нас, подсказывают нам, а иногда даже просто слушают, все сомнения и страхи исчезают, повышается работоспособность.

Использованная литература:

1. Бизяева А. А. «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия»
2. Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

Категория: