Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие вокально-хоровых навыков у детей на уроках музыки

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Увалиева Салтанат Нурашевна преподаватель музыкальных дисциплин, ГККП «Гуманитарный колледж» Управления образования г. Астана, Казахстан

Увалиева Салтанат Нурашевна

Наше время ставит перед школой все новые и новые задачи, часть из которых была незаслуженно забыта. Возвращение к ценностям таким, как патриотизм, духовность требует поиска все новых и новых форм их развития и формирования. Основная часть такой работы приходится на уроки эстетического цикла, которые призваны не только соответствовать времени и отдавать должное современным молодежным вкусам и течениям, но и противостоять тому, что «калечит души и сердца детей». Велика и поистине неисчерпаема роль уроков музыки в формировании музыкальной культуры как части общей духовной культуры человека и общества в целом.

Личность самого учителя, его готовность к профессиональной деятельности имеют решающее значение в музыкальном образовании.

Приоритетными профессиональными качествами учителя музыки называют музыкальность, любовь к детям, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность, личностную профессиональную позицию. Профессиональный и личностный багаж учителя музыки, его духовный, культурный, нравственно-эстетический облик складывается из комплекса психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления музыкально-педагогической деятельности.

Основными видами музыкально-художественной деятельности учащихся на уроках музыки являются: информационный, практический, творческий, а следовательно, на такую работу с детьми должны быть направлены усилия педагогов высшей школы, готовящих будущих учителей музыки. Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе — научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной и привлекает внимание большого круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей. Коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развивает музыкальные способности, формирует вокально-хоровые навыки, готовит подлинных ценителей музыки и воспитывает лучшие человеческие качества.

Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность исполнения. В процессе пения все навыки проявляются во взаимосвязи. Певческие навыки формируются и развиваются в полном соответствии с общими закономерностями развития детского голоса. Важно подчеркнуть, что вокально-хоровой работе на уроках музыки отводится одно из ведущих мест. Заинтересовать — показать — объяснить — вот путь преподнесения знаний детям. Этот принцип является важнейшим в педагогической науке. Вспомним слова В. Сухомлинского, который считал, что до тех пор, «пока ребёнок не почувствовал аромат слова... нельзя вообще начинать обучение грамоте». Так и в музыкальной педагогике: сначала ребёнок должен услышать, потом увидеть и понять. Это и есть основополагающий принцип в формировании знаний и умений.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в общеобразовательной школе важна не только для нормального развития и функционирования голосового аппарата ребёнка, но и для охраны детского голоса. Эта работа должна проводиться регулярно, ведь только систематические занятия дают качественно устойчивый результат. Хороший, здоровый, правильно поставленный детский голос — это конечная цель вокально-хоровой работы учителя музыки.

Становление любого вокально-хорового навыка в детском коллективе связано с решением многих чисто технических задач, требующих большего или меньшего напряжения духовных и физических сил каждого певца. И чтобы эта работа приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства. А чтобы ученик понимал, что является важным в пении, надо отмечать не его пение вообще, а каждый элемент работы: хорошее открывание рта, ясную и красивую артикуляцию, характер звука, правильное дыхание и т. п. Тогда приобретение вокально-хоровых навыков, которые необходимы для решения художественных задач, будет происходить легче, успешнее и качественнее.

В методике проведения урока особое место отводится вокально-хоровым упражнениям. При этом важно соблюдать постепенность в усложнении заданий и опираться на специальные методические принципы (поддержание интереса у учащихся, развитие слуха, пение без сопровождения, личный показ и объяснение педагога, сознательное овладение навыками, сочетание коллективного и индивидуального пения). Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.

Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, и другими свойствами личности; способствует воспитанию у детей лучших человеческих качеств, а также укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребёнка.

Хоровое пение, как исполнительское искусство — наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.

Функции хорового пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как действенное средство воспитания вкусов учащихся, повышения их общей музыкальной культуры. Практика передовых школ свидетельствует об огромном внимании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и навыками в процессе обучения пению. Это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало навыки, связанные с выразительностью и убедительностью исполнения.

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счёт: мимики, выражения глаз, жестов и движений, богатства тембровых красок голоса, динамических оттенков и фразировки, чистоты интонирования, разборчивости и осмысленности дикции, темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания детьми.

Песня — это драгоценная область музыкально-поэтического искусства. С песни начинается и на песню опирается почти вся музыка, поэтому так важно, чтобы наши ученики полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь.

Современные средства массовой информации: телевидение, интернет и радио обрушивают на детей, в основном, примитивную, безнравственную и, порой, агрессивную музыку. Это ведёт к снижению уровня культуры детей. В этих условиях школа, как общеобразовательное учреждение, с помощью уроков музыки приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.

Литература

1. Стулова Г. П. Хоровой класс
2. Орлова Н. Д., Алиев Ю. Б. Хоровое пение. В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. — М., 1971.
3. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. — М., 1989.
4. Струве Г. А. Школьный хор. — М., Просвещение, 1981.
5. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2002.

Резюме

Балаларды ән салуға үйрету — жалпы білім беретін мектептердің ең басты мәселесі болып саналады. Өте қолжетімді және балалардың сүйікті ән салу өнерінің шығармашылық түрі — Хордық ән салу.

Дыбыстарды дұрыс шығару, өлең айту барысындағы дем, артикуляция, дикция және ән айту кезіндегі өз сезімдерін жеткізу: вокалдық — хордық өнерінің ең басты қасиеттеріне жатады. Ән салған кезде бұл қасиеттер бір- бірімен байланыста болады. Ән салу қасиеттерінің құрылуы музыкалық тәрбиенің бір шарты болып саналады. Сондықтан әр түрлі ән салу қасиеттерінің құрылуы сабақ беру мазмұнына жатады. Балаларға вокалдық — хордық өнерінің қасиеттерін дамыту мұғалімнің басты міндеті болып саналады.

Resume

One of the most important tasks of a music lesson at a secondary school is to teach children to sing. Choral singing as a masterly performance is more accessible and favourite kind of children creation.

Main vocal choral skills are sound formation, singing breathing, articulation, diction and emotional expressiveness of a performance. All these skills are developed together during the process of singing. Formation of singing skills and abilities is one of the most significant conditions of musical education at school. So formation of different singing skills is a base of a teaching content. One of the most important tasks of each teacher is to develop vocal choral skills of the children at music lessons.

Категория: