Терехова Елена Викторовна воспитатель, специалист высшего уровня квалификации первой категории ГККП « |
![]() |
Тақырабы: «МДМ педпгогтары, мамандары отбасымен ыңполдасу қызметтесу үрдісіндега тілдік кеңістіктегі балалардың тілдік белсендіктерін дамыту»
Стратегия Казахстана в аспекте Государственной программы развития образования в Республике Казахстан, его модернизация, бесспорно, предполагают следование ряду общих принципов, одним из которых является признание главенствующей роли образования в развитии общества, что многократно повышает его ответственность за качество результата.
Как обязательное условие успешного развития любой системы Президент страны неоднократно называет целенаправленность, наличие ясной и четкой цели, осознаваемой каждым. Наша цель в полной мере соотносится с Законом «Об образовании», где задачей педагога определяется не просто обучение, а формирование общей культуры личности.
Известно, что только то государство может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования.
Президент страны
Цели поликультурного и поли язычного образования:
Задачи:
Аспекты овладения поликультурной языковой активностью:
В соответствии со стандартами образования Республики Казахстан начальный этап обучения предоставляет наиболее благоприятные возможности для формирования у дошкольников
Овладение языками как одно из условий развития коммуникативной компетенции в поликультурном языковом пространстве должно проходить в несколько этапов:
Цель: Создание предметной развивающей среды, стимулирующей речевое развитие с учетом этнических и культурных особенностей.
Задачи:
1.Разработка, внедрение и оборудование спецкурсов, направленных на речевое развитие.
2.Повышение профессионального уровня педагогических кадров как средство создания поликультурной, развитой речевой среды
Цель: Развитие навыков общения и выражения своих мыслей разнообразными способами и средствами.
Задачи:
1.Создание условий для формирования у дошкольников способности к установлению устойчивых контактов с детьми и взрослыми.
2.Развитие связной речи.
Цель: Развитие навыка свободного владения дошкольниками государственным, русским и английским языками в рамках требований к
Задачи:
1.Использование языковых норм общения на государственном, русском, английском языках в различных видах деятельности дошкольников.
Воспитание поликультурной личности — такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе своего многокультурного становления педагог и дети проходят несколько ступеней и уровней:
Одни ученые полагают, что язык относится к культуре как часть к целому, а другие — что язык лишь форма выражения культуры, третьи — что язык не является ни формой, ни элементом культуры. По мнению, Эю Сепира, «культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает, язык же есть то, как думает человек».
«Отношение между культурой и языком, — пишет
Язык, по мнению В.Гумбольдта, — это лицо народа, в нем фиксируется и сохраняется картина мира, свойственная тому или иному культурному сообществу («языковому коллективу»). При наличии общих содержательных компонентов «концептуальные поля истины» в различных языках и культурах имеют различные очертания, отражая разные стороны и аспекты бесконечно многообразного, объективного мира. Поэтому через познание народных и, в частности, иностранных языков человек может непосредственно ощутить свою принадлежность к мировой истории и одновременно глубже понять свою национальную
Язык, по словам
По мнению
Итак, язык рассматривается:
Язык, прежде всего, является средством, при помощи которого человек получает сведения о материальной и духовной культуре общества, что лежит в бытие человеке в культуре. Уровень развития языка, его удельный вес в жизни страны, мира того народа, который говорит на нем, определяют сферу распространения языка и объем выполняемых им функций.
Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы поликультурного языкового пространства. Он включается в языковую деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты
Важной функцией ОУД выступает установление взаимодействия, педагога с детьми и детей друг с другом. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогические технологии. Толковый словарь так объясняет это понятие: «Технология — совокупность приемов, применяемых в
Итак, одни из главных технологий —
В рамках
Работа с детьми, как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей может обеспечить практическое владение поликультурной языковой активности, пусть даже и в ограниченных пределах.
Нужно сказать, что одним из этапов любой технологии является создание мотивации или фаза вызова интереса. Появляется возможность заинтересовать детей. Создаются ситуации, в которых ребёнок «перевоплощается» в действующее лицо. Речь идет о приемах, «симулирующих» ситуации реального речевого общения,
Цель использования данной технологии:
дидактическая — расширение кругозора, формирование ЗУН в практической деятельности;
воспитывающая — воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
развивающая — развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять;
социализируюшая — адаптация к условиям среды, обучение общению.
Технология компьютерного обучения с помощью, которой демонстрируются сканированные картинки, видеофильмы, презентации, музыкальные фонограммы.
Согласно нового ГОСстандарта, основное назначение начального образования — раскрытие индивидуальности обучаемого и освоение учебной деятельности. Дошкольники сензитивны к учебной деятельности, их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания. В то же самое время дети дошкольного возраста обладают абстрактным мышлением, им необходима наглядность. Компьютер выступает в роли инструмента,
Компьютеризация процесса ОУД предполагает новый увлекательный способ обучения, который интересен детям и экономит время педагога.
Причины успешности процесса овладения детьми поликультурной языковой активностью:
Всё это создает благоприятные условия для продуктивной организации деятельности детей в условиях применения инновационных технологий обучения.
При обучении иностранным языкам в ДОУ, в частности говорению, целесообразно использовать такие способы и приемы, которые позволяют учитывать психофизиологические особенности мышления младших дошкольников и способствовать развитию
Полиязыковое обучение иностранным языкам на начальном этапе способствует качественному изучению нескольких языков в будущем, что позволит продолжить свое образование в зарубежных странах, сделать выбор в мировом образовательном пространстве.
Стремительное вхождение Казахстана в мировое сообщество: иновационно — индустриальная экономика, информатизация общества, гармонизация образовательного пространства и внедрение международных стандартов коренным образом изменяют сознание и поведение человека. Социально — историческая перестройка общества и общественная форма сознания и ориентация на ценности общей человеческой культуры актуализировали проект Президента «Триединство языков, как социально — историческую необходимость, как конкурентоспособность нации, как культурный императив времени, и утвердили приоритет трех языков в Республике Казахстан»: казахский — русский — английский. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским — языком межнационального общения важным средством общения выступает иностранный язык.
Позиция нашего Президента в разрешении проблемы полиязычия наиболее близка и понятна.
В Казахстане уже сформировались основные тенденции определяющие развитие методики полиязычия. Согласно законодательству об образовании в РК 2007 года все организации образования, независимо от форм собственности должны обеспечить знания обучающимися казахского языка как государственного, а также изучения русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. Новое время и новые условия требуют коренной перестройки, переоценки ценности и идеалов, пересмотра целей и задач методов и приемов обучения. Изучение иностранных языков в Казахстане — это обучение языку как реальному и полноценному средству общения на уровне носителей этого языка.
Обучение иностранному языку формирует коммуникативное умение, столь необходимые для человека как члена общества, члена коллектива, члена семьи. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его.
Приобщение детей к своей национальной культуре в полиэтнических общеобразовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад — общеобразовательная школа (гимназия, лицей, колледж)», школа выходного дня (воскресные, национальные), семья.
Схема развития речевой активности детей в поликультурном языковом пространстве в процессе интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов ДО и семьи.
Первоначальная ориентация на национальную культуру во многом зависит от семейного воспитания, от его направленности, от духовного мира окружающих близких.
Поликультурное воспитание — это воспитание детей на культуре народов региона, где проживает ребёнок, с приоритетом для него культуры его национальности.
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями должна быть направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в
Поликультурное воспитание детей в ДО осуществляться в трех направлениях:
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:
Отсюда цели работы ДО с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию:
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Традиционными в ДО сложились следующие формы работы с семьями:
Начальным этапом в работе с семьёй является изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому необходимо знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, это способствует воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Традицией нашего детского сада стал выпуск «Семейной газеты»: оформление творческих работ родителей вместе со своими детьми, которые используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья» «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.
Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников — они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Так мы связываем жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина — начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
В каждой группе ДО созданы народные уголки в рамках
Если педагоги и семья приложат усилия к процессу интегрированного сотрудничества, к решению задач по улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения в духе взаимоуважения, толерантности к этносам, то развитие речевой активности детей в поликультурном языковом пространстве в Казахстане будет на высоком уровне.
Подводя итог, можно констатировать, что развитие речевой активности детей в поликультурном языковом пространстве возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать
Использованы материалы:
httpss://collegy.ucoz.ru/
httpss://www.philology.ru/