Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории через использование активных методов обучение и информационно-коммуникативных технологии

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Арсланова Рамзия Айсуфовна учитель истории и обществоведения, педагог-исследователь, стаж 26 лет. КГУ «Мамлютская средняя школа №2» Республика Казахстан, Северо-Казахстанская, Мамлютский район, город Мамлютка

Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории

Мы, учителя, часто задаем себе вопрос: какой он современный ученик? Что его волнует? Что ему интересно? Как сделать так, чтобы у него появилась потребность знать больше, чем заинтересовать его? Нередко мы видим скучающее лицо ученика на уроке или сидящего в телефоне. А ответ очевиден. Надо использовать то, что ему интересно, это его же телефон или другие информационно-коммуникативные технологии. Учителя часто запрещают пользоваться гаджетами на уроках, а надо их просто использовать.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий, разнообразный наглядный материал, нестандартная форма организации учебного процесса стимулируют познавательный интерес и мыслительную деятельность учащихся.

Изучение истории через анализ письменных источников способствует развитию критического мышления учащихся. Но школьные библиотеки не обладают их широким диапазоном. Поэтому здесь на помощь приходит интернет. Для того, чтобы заинтересовать ученика, иногда достаточно поставить интересный проблемный вопрос. Например, докажите, что экономика СССР в период застоя ничем не уступала экономике США или наоборот. Для аргументации своего ответа учащемуся приходится прочитать большой объем литературы и источников. Исследовательская деятельность ученика развивает его кругозор, прививает навыки анализа и творчества.

В работе с детьми у многих учителей очень часто возникает проблема — снижение познавательной активности учащихся связанное с процессом взросления. Чем старше ребенок, тем меньше у него возникает желание заниматься и постигать что-то новое. Как повысить его заинтересованность и познавательную активность? Для решения данной проблемы, было решено провести исследование в действии. Был определен исследовательский вопрос: «Повысится ли познавательная активность учащихся на уроке, если использовать информационно-коммуникативные технологии?». Следующий этап исследования предполагал изменение методики преподавания и сбора информации об изменениях в обучении. Познавательная активность это не только увеличение частоты правильных ответов на уроке. Это вовлеченность в учебный процесс. Ученик может весь урок не сказать ни слова, но хорошо усвоить материал. Значит познавательная активность — это повышение мыслительной деятельности учащихся, усвоение нового материала и измерить ее можно путем среза знаний.

Для исследования было определено два параллельных класса с одинаковым уровнем образовательных способностей. В одном классе использовались при организации учебной деятельности только интерактивные методы, в другом же использовались еще информационно-коммуникативные технологии. После окончания исследования был проведен контрольный срез знаний и умений. Он показал, что во втором экспериментальном классе, где чаще использовалось мультимедийное пособие, включающее в себя презентации, видео, проверочные тесты, кроссворды, головоломки, процент качества усвоения материала выше. Кроме этого, учащиеся лучше справились с заданиями, требующими логических умений и творческого подхода.

Таким образом, мультимедийные учебные материалы дают возможность повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Использование электронных учебных пособий в современной школе в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках истории, позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний. Использование мультимедиа в учебном процессе способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяет разнообразить урок, сделать его более интересным, увлекательным и активизировать деятельность учащихся. Использование таких форм работы как занимательная история повысит качество успеваемости учащихся и интерес уроку.

Категория: