Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся на уроках хореографии в условиях инновационного развития школы и центра дополнительного образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Полянская Наталья Юрьевна, учитель хореографии. Усть-Каменогорск, КГУ «Школа-центр дополнительного образования № 19»

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся на уроках хореографии в условиях инновационного развития школы и центра дополнительного образования

Для реализации современной модели образования в Республике Казахстан была разработана Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, приоритетным направлением которой является разработка, внедрение и распространение инновационных образовательных проектов. Инновационные образовательные проекты способствуют формированию новых критериев, принципов и подходов для модернизации всей системы образования, обеспечивая ее гармоничное развитие.

В данной статье мы представим опыт работы с учащимися по вопросу развития художественно эстетических способностей в рамках интеграции и инновационного развития учебных заведений города УстьКаменогорска. С этой целью мы далее раскрыли сущность понятия «инновационная школа» и отметили особенности работы КГУ «Школыцентра дополнительного образования № 19» и Центра одаренных детей «Гармония».

Педагогический термин «инновация» (от латинского «innovatio» — нововведение, изменение, обновление) связывается, прежде всего, с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Понятие «инновация», как правило, отождествляется с понятием «нововведение», при этом, инновационный процесс рассматривается как процесс развития школы.

По мнению А. Н. Тубельского, к инновационным, могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки. Таким образом, мы считаем, что, к школам инновационного типа можно отнести нашу КГУ «Школу центр дополнительного образования № 19» города УстьКаменогорска и центр одаренных детей «Гармония», который существует на базе школы.

Преподавателями вышеперечисленных учебных заведений была разработана и апробирована авторская программа по хореографии для специальных классов с 1 класса. Занятия учащихся хореографией имеет большое значение для их художественноэстетического развития.

Искусство танца, обладает огромными возможностями для всестороннего эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического совершенствования. Занятия хореографией развивают в учащихся и чувство ритма, и умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, и одновременно развивают и тренируют мышечную силу корпуса и ног, пластику рук и грацию. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Следует отметить явный положительный эффект влияния занятий хореографией на, физическое состояние детей. Развитие всех этих качеств составляет основное содержание программы по хореографии в целом.

А, значит, тему развития художественноэстетических способностей учащихся мы считаем актуальной и своевременной, как в общеобразовательной школе, так и в сфере дополнительного образования.

Обучение хореографическому искусству в школе № 19 города Усть-Каменогорска проводится в 3 этапа:

I этап подготовительный (0 и 1 класс)

Включает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, элементов народно-сценического экзерсиса и движений народного танца.

II этап обучающеразвивающий (2, 3, 4 класс)

Включает совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического и народно-сценического экзерсисов (как основа правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), исполнение народных танцев, знакомство с современными направлениями. Развитие актерского мастерства и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

III этап Школа мастерства (5-11 класс и хореографический ансамбль)

Этот этап предполагает специализированные занятия в хореографическом ансамбле «Непоседы» в Центре одаренных детей (ЦОД) «Гармония», где я являюсь руководителем.

Систематически на уроках хореографии отслеживается мониторинг специальных ЗУН учащихся в профильных классах по результатам эстетических сессий.

Сравнительный мониторинг ЗУН учащихся средних и старших классов хореографии отражает следующие результаты.

20122013 учебный год: 5 «Р» 85%, 6 «Р» 85%, 7 «Р» 72%, 8 «Р» 70%,9 «Р» 80%.
20132014 учебный год: 5 «Р» 90%, 6 «Р» 90%, 7 «Р» 75%, 8 «Р» 75%,9 «Р» 82%.
20142015 учебный год: 5 «Р» 97%, 6 «Р» 94%, 7 «Р» 80%, 8 «Р» 70%,9 «Р» 95%.

Вышеуказанные результаты показывают положительную динамику развития специальных ЗУН учащихся в профильных классах по хореографии.

В центре развития учащихся «Гармония» в 2015-2016 учебных годах нами были продолжены диагностические исследования творческих способностей у учащихся отделения хореографии и выявлялся уровень развития художественноэстетических способностей учащихся в специализированном классе хореографии 9 «Р» и классе изобразительного искусства 9 «И».

Цель исследования: изучение уровня развития художественноэстетических способностей учащихся.

Количество испытуемых: 24 человека — 12 человек 9 «Р» класс школы № 19 и 12 человек 9 «И» класс школы № 19.

Мы определили следующие уровни развития художественноэстетических способностей учащихся: высокий, средний, низкий.

Также быль разработаны следующие критерии:

1. Выразительность
2. Координация движений.
3. Чувство ритма.
4. Ориентация в пространстве.
5. Пластичность.
6. Эмоциональность.
7. Теоретические знания.

Далее нами представлены результаты сравнительной диагностики профильных классов: 9 «Р» класс — от 85% до 100%, 9 «И» класс — от 74% до 85%.

При сравнительной диагностике двух классов, уровень развития художественноэстетических способностей 9 «Р» класса по всем показателям выше, чем в 9 «И» классе.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что учащиеся специализированных классов ритмики проявляют наряду с высоким уровнем развития художественноэстетических способностей также и высокий уровень развития социальности учащегося. Данные исследования побудили нас разработать индивидуальные маршруты для учащихся класса хореографии с высоким уровнем развития мотивации.

Уроки хореографии в КГУ «Школе центре дополнительного образования № 19». имеют свою специфику, отличную от уроков хореографии в школе искусств или занятий в хореографическом кружке. Главное отличие в том, что если в специализированной школе или танцевальной студии есть уроки классического, народного, бального танцев, то урок общей хореографии в КГУ «Школе-центре дополнительного образования № 19» города Усть-Каменогорска представляет собой интеграцию всех направлений, скрепленную беседами по истории танца. Кроме того, на урок хореографии приходит весь класс без учета способностей и желания детей. И все это в условиях ограниченного времени.

На уроках хореографии у младших школьников активно применяются игровые технологии, ведь, маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго. Игра рассматривается и как самостоятельный метод. Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается толерантность. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора.

Интегрированные уроки также являются одной из эффективных форм систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний через различные ассоциативные связи дисциплин. Одним из предметов школьного образования, позволяющих интегрировать знания и тем самым способствовать развитию творческих способностей учащихся, является, в первую очередь, хореография. В целях повышения творческой активности учащихся в нашей школе почти каждый 34 урок хореографии — интегрированный: учащиеся, знакомясь с хореографией, знакомятся и с историей, и с музыкой, и с литературой, и с изобразительным искусством.

Для успешного развития познавательных процессов в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и эффективные технологии обучения. Развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Учитывая материальную базу школы, мы активно используем данные технологии на занятиях хореографией в ЦОД «Гармония».

Когда школа находится на этапе инновационного развития, то и к педагогухореографу предъявляются серьезные требования. Многообразна и ответственна его работа. Оценивают деятельность педагогахореографа по его постановкам. Педагогхореограф все время обязан повышать свои общие и специальные знания, идти в ногу со временем, т. е. быть педагогом новой формации.

Подводя итог вышесказанному, нам особенно хочется отметить, что данная авторская программа по хореографии, а также мониторинг и диагностический блок развития художественноэстетических способностей учащихся помогают эффективно развивать данные способности учащихся и могут быть рекомендованы к работе, как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образования.

Литература:

1. Тубельский, А. Н. Школа самоопределения [Текст]. М.: НМО творческая педагогика, 1991.
2. Волков, И. П. Учим творчеству [Текст]. ‒ М.,1988
3. Лук, А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей [Текст] ‒ М., 1991.
4. Мусницкая, Е. В. Обучаем, развиваем, воспитываем [Текст] / И ЯШ.‒ 1989. ‒ № 3.
5. Развитие творческой активности школьников [Текст] / под ред. А. М. Матюшкина. ‒ М.: Педагогика, 1991.
6. Учите детей танцевать [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Пуртурова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. /. ‒ М.: Владос, 2003
7. Чечина, Ж. В. Урок хореографии, как основная форма организации образовательного процесса [Текст] // Дополнительное образование в современном мире: сборник научной конференции — СПб.: ЦРНС, 2011.