Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие духовно-нравственных качеств на занятиях по математике в классе предшкольной подготовки

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Емельянова Валентина Михайловна воспитатель класса предшкольной подготовки первая квалификационная категория КГУ «ОСШ № 1 им. М.Горького» педстаж 30 лет. Карагандинская область, г. Балхаш

Емельянова Валентина Михайловна
 

«Сама жизнь подсказывает, что…следует отходить от устаревших представлений о ребёнке… А для этого нужно учить жить духовно и мыслить космически»
С. А. Назарбаева

Этой цитатой из книги С. А. Назарбаевой «Этика жизни» начинается методическое пособие по обучению дошкольников самопознанию Т. К.Лукашевой и Е. А. Дьяконовой., которые, развивая тему, пишут:

— Основой современной нравственной духовности в общечеловеческом измерении провозглашаются взаимопонимание,..терпимость, справедливость, ответственность… Для предшкольного возраста важной становится ориентировочная деятельность детей в мире ближайшего окружения, является…развитие у детей конструктивной деятельности,..создание сильной мотивации к процессу учения.

Всё это обязательно при формировании духовно-нравственных ценностей в образовательном пространстве, включающем в себя в обучении дошкольников разные образовательные области. Несомненно ценные приёмы, предлагаемые авторами пособия, я использую при ознакомлении детей с художественной литературой, окружающим миром, в развитии речи. Не менее интересен такой подход к формированию у ребят элементарных математических представлений в классе предшкольной подготовки, где 6-летних детей становится меньше, а 5-летних — больше.

Этот раздел образовательной области «Познание» включает в себя изучение — свойств предметов, их месторасположения в пространстве;

  • геометрических фигур;
  • чисел от 1 до 20;
  • состава чисел и прочие темы.

Но в классе предшкольной подготовки — дети смешанных возрастов, поэтому занимаемся мы по программе для 6-леток, а 5-летним детям снижаем нагрузку. Помогают освоить материал методы и приёмы для обучения самопознанию. Особенно эффективны те, которые применяются при изучении тем «Мой Казахстан», «Великий Учитель Природа», «Я и моя семья», «Мои домашние животные», «С чего начинается дружба».

Балхаш — город металлургов. Ребята гордятся своими родителями, причастными к металлургии. Имеют они представление о педагогах и врачах. А другие профессии? Если, в начале учебного года, дети могут пересчитать их по пальцам одной руки, то, в конце его, пальцев двух рук не хватает. О таких профессиях, как повар, кондитер, ребёнок не задумывается поначалу. А ведь он, особенно тот, который не посещал до школы дду, и во время урока иногда спрашивает: — Когда будем кушать? Не выдерживает нагрузки!

Дома ему готовит мама. Он знает, из каких продуктов готовится пища, оказывает помощь в её приготовлении. Немного погодя, ребята уже не только профессию называют, но и

  • могут посчитать полезные продукты, используемые кулинаром;
  • определить расположение и форму кухонной мебели во время экскурсии в столовую;
  • придумать задачу про вкусные пирожки.

Наша школа располагается на центральной улице города, где есть свои достопримечательности, которые мы пересчитываем, определяем этажность зданий, сравниваем их особенности с геометрическими фигурами, знакомимся со схематичным их изображением.

Знакомятся с праздниками Родины и гордятся ими ребята, не только благодаря беседам и участию в утренниках, но и на математических занятиях,

  • с помощью составленных ими задач про участников национальных игр, например, считая парами всадников в игре «Байга»;
  • «накрывая» воображаемый дастархан к празднику;
  • определяя, достаточно ли компонентов в наурызкоже, ведь их должно быть не менее семи.

Ребята, по природе своей, любознательны. Проявляют они любознательность, изучая не только флору и фауну родного края, но и знакомясь с биоценозами ареала участка возле школы. Составляем экологическую тропу, а на математическом занятии закрепляем знания, определяя разность параметров растений, их расположение по отношению друг к другу.

Каждый ребёнок знает, что его любят в родной семье. А, посчитав любящих его домочадцев, он несомненно начинает осознавать себя личностью. Количество же высказанных в их адрес эпитетов, конечно, не ограничивается тремя-пятью словами, ведь он тоже любит близких. И блеск в глазах, когда дети составляют задачи о своих проявлениях к этим людям милосердия или помощи, выдаёт благородство намерений и чувств ребят.

Фантазия бьёт ключом, когда речь заходит о домашних животных, особенно живущих бок о бок с ребятами в семье, или о друзьях, с которыми мальчишки и девчонки общаются во дворе своего дома, да и в классе. Комплиментов и ласковых слов в их адрес оказывается немало, если посчитать. А забавные задачи про делящихся сладостями друзей, сравнение частей тела животных с геометрическими фигурами, определение и сравнение их параметров по отношению друг к другу, вызывают только положительные эмоции.

Помогает осваивать сложные математические понятия, запоминать специальные термины ребятам и занимательность занятий. В моей педагогической «шкатулке» таких немало. Занятие-дидактическая игра, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия-исследования, сюжетные занятия, выпуски интегрированных с математикой экологических газет, интегрированные презентации с математическим компонентом, такие, как «Чудесный мир животных», «Космическое путешествие», «Удивительное путешествие в математику» зачастую — залог педагогического успеха.

А использование с большой любовью и качественным подходом подобранных для обучения самопознанию коротких поэтических произведений на математических занятиях для меня самой явилось неожиданным. Но, как это ни странно на первый взгляд, оно тоже приносит успех. Применяю эти стихи я для инсценирования. А потом, на занятиях по формированию элементарных математических представлений мы с ребятами считаем добрые дела девочки из стихотворения «У меня есть кукла Мила» Е.Стеквашовой, сравниваем их по значимости; считаем вопросы малышки из произведения К.Жумагалиевой «Внучка-почемучка», задаём «её дедушке» свои, с математическим уклоном. А инсценируя стихотворение «Добрые слова» О.Дриза, дети не только продолжили перечень добрых слов для окружающих, но увеличили список достойных почитания профессий и пожеланий их представителям.

Мы занимаемся математикой с увлечением, так же, как и самопознанием, что позволяет ребятам проявлять лучшие человеческие качества и чувства: любовь, дружеские проявления, милосердие, сопереживание и, конечно, гордость за свою Родину, любимый край, природные просторы, семью, друзей, «братьев наших меньших».

Дети в ходе таких занятий

  • усваивают характеристику счастливого человека;
  • получают проекцию знаний о хорошем;
  • осознают актуальность понятия о себе, как части общественного целого; делая ещё один шаг к самосовершенствованию, как личности.

Использованная литература:

1. Назарбаева С. А. Этика жизни. Алматы. 2001.
2. Лукашева Т. К., Дьяконова Е. А. Самопознание. Метод.пос. Алматы. 2010.
3. Лукашева Т. К., Дьяконова Е. А. Самопознание. Хрестоматия. Алматы. 2010.
4. Акпаева А.Б., Лебедева Л. А. Формирование элементарных математических представлений. Метод.пособие. Алматы. 2013.
5. Амонашвили Ш. А. Как живёте дети? Москва. 1991.
6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1996.
7. Недоспасова В. А. Растём-играя. Метод.пос. Москва. 2004.

Категория: