Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие чувства лада при сольфеджировании

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Лапина Марина Евгеньевна
преподаватель I квалификационной категории
музыкально-теоретических дисциплин
КГКП «Детская музыкальная школа» акимата
г. Курчатова ВКО

Лапина М.Е

 

«Ладовое чувство есть
эмоциональное переживание
определенных отношений
между звуками…»Б. Теплов

 

 

 

 

Центральное место в курсе сольфеджио занимает вопрос о развитии музыкального слуха, изучение связей звуков, способности запоминать, воспринимать и воспроизводить мелодию. Музыкальный слух — это главное орудие музыканта, сложное явление, которое состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: чувства лада и метроритма, звуковысотного и гармонического слуха. Именно звуковысотный слух определяет способность отличить звуковую нестройность от стройности. А ладовый слух — способность различать и определять отношения между высотами.

 

В мелодическом слухе большое значение имеет интонационная сторона. Интонация понимается как мелодический оборот и как правильность, чистота звучания. Уровень развития мелодического слуха во многом определяется точностью интонирования при воспроизведении мелодии. Ощущение музыкальной высоты возникает при наличии хотя бы 2-х звуков.

На начальном этапе развития интонационного слуха учащихся музыкальной школы большое значение приобретает изучение интервалов — мельчайших самостоятельных элементов музыкального языка не только в ладу, но и изолированных, взятых от любого звука. Решая эту проблему с учащимися, облегчая их путь восприятия теоретических познаний, внутренних ощущений и эмоциональных переживаний, мною разработаны дидактические карточки с мелодическими оборотами интервалов из знакомых детям песен.

Эта совместная работа с учащимися (дети на урок приносят задания: составить свои карточки с оборотами из знакомых песен) дает положительные результаты развития музыкальной памяти в ощущении интервальных расстояний.

Для закрепления полученных навыков применяем дидактическую игру «Звезда».

Пособие «Звезда» представляет собой макет из шестиугольной звезды с обозначением ступеней: I — VII. Дети разделяются по рядам. Первые 5 интервальных последовательностей интонирует первый ряд, набирая баллы в виде звездочек. Затем участвует второй ряд. Победителям вручаются медальки. Это игра развивает слуховые данные, чувство лада, азарт победы, желание быть лучшими.

Б. Теплов дал следующее определение ладового чувства: «Ладовое чувство есть эмоциональное переживание определенных отношений между звуками…», т. е. звуки мелодии наделяются определенными характеристиками, в основе которых лежит эмоциональное переживание устойчивости или неустойчивости звука, законченности или незаконченности мелодического оборота, окраски мажорного или минорного наклонения, тяготения при разрешении аккордов.

С учащимися ДМШ на уроках сольфеджио для развития ладового чувства полезно следующее дидактическое пособие: карточки, состоящие из разных последовательностей ступеней, образующих мелодические обороты.

Преподаватель определяет тональность, в которой дети поют эти последовательности. Схема игры та же, что и предшествующая.

Ладовые ощущения связаны не с конкретной высотой звуков, а лишь с их взаимоотношением. Они не могут возникнуть при восприятии случайных, отдельных звуков. Только звуки мелодии, организованные в ладу, могут создавать эти ощущения. Это доступно учащимся начальной стадии обучения, не знавшим нотной грамоты, благодаря эмоциональной своей основе.

Недостаток применяющегося на практике в детских музыкальных школах длительного пребывания в до мажоре приводит к возникновению неправильных ассоциаций у учащихся, что тоника только звук «до», тоническое трезвучие «до, ми, соль», вводные звуки только «си и ре» и т. д. В этом случае большие трудности вызывает переход к изучению новых тональностей, не говоря уже о модуляциях и отклонениях. Поэтому важно до освоения тональностей воспитывать чувство лада на разной высоте, вырабатывать умение чувствовать тональность, удерживать ее строй, свободно воспроизводить ступени в любой данной тональности. На начальном этапе учащиеся используют мажорные и минорные тональности до одного знака при ключе, в дальнейших классах количество знаков постепенно увеличивается. Эта вышеуказанная игра мелодических оборотов по ступеням дает возможность детям ориентироваться в любой тональности, быстро переключаясь с мажора на минор и ощущать взаимосвязь звуков в конкретном ладу.

Развивая слуховую базу учеников полезно использовать наглядно — дидактический материал в виде карточек-табличек, глядя на которые дети учатся видеть и воспроизводить голосом различные мелодические последовательности в виде нотных изображений по принципу: вижу-слышу-воспроизвожу.

На первом этапе основная задача заключается в воспитании чувства тональной устойчивости, умении сохранить тональность, освоить диатонику на любой высоте. Методический прием «Забегание вперед», который используется до начала освоения темы «Тетрахорды», помогает научить учащихся петь гаммы по тетрахордам, а в дальнейшем усвоить тему теоретически.

Один из видов деятельности по развитию чувства лада у детей является слушание музыки. В этом виде деятельности накопленные впечатления прочно оседают в памяти ребенка. На уроках дети слушают музыку и следят по нотам, определяют смену лада, тональности, наблюдают за движением мелодической линии и гармонии.

При воспитании ладового чувства нельзя не учитывать роли гармонии. Именно гармония и аккорды, благодаря своей выразительности и эмоциональной яркости при восприятии, помогают осознанию ладовых связей. Надо научить ученика чувствовать, куда ведет данный аккорд. Для этого полезно давать ученикам в тональности игру аккордовых последовательностей. В начале это простые обороты: тоника-субдоминанта-тоника; тоника-доминанта-тоника; тоника-субдоминанта-доминанта-тоника. Затем учащиеся эти последовательности воспроизводят голосом. В дальнейшем эти обороты усложняются: в последовательности включаются вводные аккорды, доминантовый септаккорд, тоническое трезвучие с обращениями и.т.д. На дом дается задание сочинить мелодию на заданную цепочку гармонических последовательностей, а на уроках все творческие работы прослушиваются классом и определяются лучшие, что служит стимулом в творческом процессе и желание реализовывать себя в этом направлении.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что значение воспитания чувства лада и ладовых связей звуков велико: оно развивает у учащихся музыкальный слух — мелодический, интонационный, ведь без ладового чувства невозможно ни одно из проявлений мелодического слуха, т. к. вместо восприятия мелодии будет восприятие ряда звуков. Развитый музыкальный слух дает ученику осознавать и воспринимать музыку, также переживать ее. И все формы работы, применяемые на уроках сольфеджио, основываются на воспитании ладового чувства. При этом необходимо осуществлять межпредметную связь: занятие по специальности, музыкально-теоретический цикл, всевозможные ансамбли — все они выполняют главную задачу — развитие музыкально — творческой личности учащихся. И нужно учесть, что музыкальность — это не только совокупность врожденных задатков человека, но и результаты воспитания, обучения и развития личности.

Категория: