Международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей

 

Продам стиральную машину

Православный портал «Кампан»Б\у, работающая. Цвет: белый Управление: электронное (интеллектуальное) Установка: отдельно стоящая Тип загрузки: фронтальная. Контакты: +7-707-22077-53, г. Петропавловск. Подробнее

Разработка урока по истории Казахстана: «Традиционный суд биев»

 

Версия для печатиВерсия для печати

Коробкова Елена Ивановна учитель истории и обществознания высшего уровня квалификации высшей категории КГУ «Мамлютская школа-гимназия № 1» Мамлютского района СКО

Коробкова Елена Ивановна

 

Цель: Сформировать у учащихся представление об уникальности правовой системы, сформировавшейся в Казахстане в XVIII-XIX веке.

Задачи:

  • раскрыть правовое и историческое содержание традиционного суда биев.
  • сформировать умение сравнивать и систематизировать полученную информацию.
  • развивать чувство преемственности между явлениями различных исторических эпох: XVIII века и современности.

Ход урока:

Организационные вопросы:

На какие социальные группы делится современное общество?

На какие социальные группы делилось средневековое общество в Европе?

Из каких социальных групп состояло казахское общество в XVIII-XIX века? (стр.9 для повторения).

Для чего обществу суд?

Кто осуществлял суд в средневековой Европе?

Кто осуществлял суд в средневековом Казахстане?

Какими качествами должен обладать судья? (составить список качеств на доске).

Бии должны были:

1. Знать обычное право (Своды законов Касыма, Есима, Тауке).
2. Владеть ораторским искусством.
3. Иметь безупречную репутацию честного и справедливого человека.
4. Не имели значения происхождения и возраст (бий Чорман разрешил первый спор в 13 лет).
5. Бий мог заниматься любым видом деятельности (административной, военной, политической и др.).
6. Получал вознаграждение (10% от иска) «бийлык» или «бидин билиги», взимался с виновного.

Итак, что такое суд биев? В древности и вплоть до середины девятнадцатого века споры у казахов разрешался биями. Согласно короткой, но очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля 1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына казахского народа Чокана Валиханова: «Возведение в звание бия не обуславливалось у киргиз (во времена российской империи казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками) каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждениями со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусство, давали киргизам это почетное звание.

Чтобы приобрести имя бия, нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем звания своих отцов. Впрочем, из этого вовсе не следует думать, что звание биев было у киргиз когда-либо наследственным. Мы знаем много киргиз, отцы, которых были известными биями, но которые не носят этого звания». Такое определение биев с поправкой на время и систему законодательства на наш взгляд вполне подходит и к нынешним арбитрам.

Далее Ч. Валиханов пишет: «Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер. В пользу суда биев мы можем привести еще один крупный факт, говорящий сам за себя. Это то, что русские истцы или русские ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию. Известно достоверно, что в Кокчетаве в нынешнее лето было решено несколько десятков такого рода дел». Как это удивительно смотрится на фоне нынешних многочисленных проблем с исполнением судебных решений.

Ч. Валиханов проводит сравнение между судами биев и мирскими судами, которые учреждались и работали в соответствии с правилами судопроизводства Российской империи:

1. Бии существуют в неопределенном числе, мировые же судьи полагаются по нескольку на каждый мировой округ.

2. Бии никем формально не избираются и формально никем не утверждаются. Значение их основано на частном авторитете, который приобретают они так же, как в Европе поэты, ученые и адвокаты. Шекспир и Гете считаются всеми за великих поэтов, но мнение о гениальности их основано не на декретах правительств и не на формальных выборах народа. Для выбора в мировые судьи существует определенный порядок и ценз.

3. Бий только тогда судья, когда к нему обращаются тяжущиеся, обращаются же к нему — пока он пользуется хорошим renommee (франц. — авторитет, престиж), только потеря авторитета лишает его бийского звания. Мировые судьи избираются на три года и, пока служат, пользуются постоянными правами и обязанностями.

4. Бии не получают никакого содержания ни о казны, ни от народа, но берут «бийден бийлаги» (арбитражный сбор), а мировому судье полагается из земского сбора определенная сумма на содержание его самого и на расходы его канцелярии.

5. Съезды биев бывают не периодические, а случайные, а на съезды же мировых судей назначается определенный срок.

6. Мировой судья решает дела единолично, а суд биев одноличен может быть только тогда, когда тяжущиеся принадлежат к одному роду с бием и сами пожелают одного судью.

По судопроизводству:

1. Мировым судьям подсудны: по уголовным делам — маловажные претупления и проступки, означенные в 19 ст. Угол., судопр., и по гражданским — иски на сумму не свше 500 руб. (ст.1 Градж. судопр.). Биям же подведомственны все уголовные преступления и проступки, исключая означенные в 1167 с. XV т. 2 кн. Угол. Законов, прилож. к 183 ст. того же тома. I кн. Улож. параграф 1, пункт 2 и дополнение к этому пункту по 2 продолжению, и все дела гражданские киргиз между собой и с лицами иноплеменными в случаях, когда последние, будучиистцами, подчиняются сами суду биев (1177 ст., XV т., 2 кн. Угол. зак. И 1133 и 1134 ст. X т., II ч. Гражд. судопр.).

2. Бии приступают к разбору дел только по жалобе частных лиц или сообщениям полицейских и других властей. Мировые судьи, кроме этих случаев, разбирают дела по преступлениям и проступкам и по личному своему усмотрению и дознанию (24 ст. пункт 3 Угол. судопр.).

3. Бии разбирают и решают дела на своем языке, по своим обычаям и законам, мировые же судьи, хотя и делают разбор дел на местном наречии, но решают по совести на основании общих законов Империи (28 ст. Угол. судопр.).

4. Решения биев могут быть всегда обжалованы, решения же мировых судей, в известных случаях, считаются окончательными и не подлежат обжалованию (20 ст. Угол. зак. и 3 ст. Гражд. судопр.).

5. Бии все дела разбирают публично, мировые судьи делают разбирательство публично только по гражданским делам (5 ст. Гражд. судопр.).

6. Во всех делах, решаемых судом биев, допускается адвокатура, в мировом же разборе упоминается о поверенных только по делам гражданским (5 ст. Гражд. судопр.).

7. Мировые судьи заносят решения свои в установленную для сего книгу, у биев подобной книги нет.

8. Решения биев приводят в испонения султаны, управители и старшины, а окончательный приговор мирового суда исполняет сам мировой судья.

9. В суде биев бывают случаи, допускающие участие «присяжных» для решения так называемого у англичан вопроса о факте (question of fact); мировой же суд обходится без присяжных.

Из этого сравнения киргизского суда биев с судом мировым, очевидно, что мировой суд, несмотря на большую разницу в частностях, в общей идее и по практической цели своей имеет много общего с судом биев у киргиз, только мировой суд изобилует большими формальностями и имеет более бюрократических атрибутов. По нашему мнению, суд биев — имеет некоторые преимущества перед судом мировым, по крайней мере, в отношении киргиз. Мы бы сказали, абсолютное превосходство, если б не боялись, что нас могут заподозрить в преувеличении.

Что мы должны знать о суде, кроме того, кто будет осуществлять суд?

1. Как будет проходить суд.
2. По каким законам будут судить.
3. Виды наказания.

Судопроизводство.

Сообщение венецианского дипломата и путешественника Иософата Барбаро (текст): «Суд происходит во всем лагере, в любом месте и безо всякой подготовки. Поступают таким образом. Когда кто-то затевает ссору... то оба, — а если их было больше, то все, — поднимаются и идут на дорогу, куда им покажется лучше, и говорят первому встречному, если он человек с каким-нибудь положением: „Господин, рассуди нас, потому что мы поссорились“. Он же, сразу остановившись, выслушивает, что ему говорят, а затем решает, как ему покажется, без всякого записывания, и том, что он решил, никто уже не рассуждает. В таких случае собирается толпа людей, и он, высказав свое решение, говорит: „Вы будете свидетелями!“ подобные суды постоянно происходят по всему лагерю...».

Что в данном судопроизводстве вы считаете правильным или нет? Почему?

Задание для самостоятельной работы: (15-20 минут)

На стр.76 прочитав текст, составить таблицу: (в первую колонку записывать характерные черты суда биев, а если они подходят и для современного суда, то во второй колонке ставить галочку).

Суд биев

Современный суд

  1. Начинался только после обращения заявителей
  1. Сохранялись элементы древних ритуалов, например, бросание плети под ноги.
  1. Разбирал правонарушения во всех отраслях права.
  1. Носил характер сознательности (первый выступал истец, затем ответчик, затем свидетели)
  1. Ответчик имел право на защиту, в качестве адвоката мог приглашать своего бия.
  1. Проходил в доме бия, ханской ставке или специальном месте.
  1. Носил устный, не формальный характер.
  1. Бий в одном лице был и прокурором, и следователем, и судьей.
  1. В суд приглашали 2-4 свидетелей (не допускались женщины, слуги, рабы, несовершеннолетние до 15 лет, люди с отрицательным поведением, хоть раз солгавшие).
  1. Публичность и гласность (на глазах у всех желающих, это было и развлечение, и новость для всей степи, любой мог поучаствовать).
  1. Проходил в сжатые сроки.
  1. Запрещено перебивать и оскорблять друг друга или судью.
  1. Решение приводили в исполнение немедленно.
  1. Бий не руководствовался однозначным законом, а разбирал ситуацию (суд присяжных).
  1. Бий никем не назначается, не избирается, поэтому не представляет ничьих интересов. Он слишком дорожит  совей репутацией, для того чтобы вынести несправедливое решение.
  1. Приговор приводил исполнение хан, султан, но чаще пострадавший.
  1. Присяга (в случае недостаточных улик уважаемые люди рода давали присягу и тем самым поручались за обвиняемого).
  1. «Дат, таксыр» «Выслушай, господин» — последняя просьба приговоренного к смерти.
  1. Если ответчик не выполнял решение суда, истцу разрешалось совершить барымту (насильственный угон скота).
 

Законы, знание, которых было обязательным для бия:

1. «Праведный путь Касым хана»
2. «Светлый путь Есим хана»
3. «Жеты Жаргы»
4. Шариат

Виды наказаний: Гуманность суда — основной принцип суда биев.

1. Высылка. От преступника отказывались родственники, он как бы объявлялся вне закона.

2. Айып. Штраф за совершенное преступление. Обычай «Ат-шекпен» (коня-шубу). За тяжкие преступления откупались «девяткой» — 3 верблюда, 3 коня, 3 барана. За воровство трижды по девятке.

3. Кун. Штраф за убийство или увечье человека. Смертная казнь заменялась куном. Мужчина — 1000 овец или 100 — лошадей или 50 — верблюдов. За женщину вдвое меньше. За убийство султана в 7 раз больше. Кто убивал разбойника, вора или убийцу — ответственности не нес.

4. Дуре салу. Порка плетью. Самое страшное наказание — это публичный позор. За оскорбление родителей.

5. Смертная казнь. Повешение, забивали камнями.

Задание на закрепление материала: Составить текст из пяти вопросов по пройденному материалу. Поменяться, решить и проверить. Оценить.

Домашнее задание: параграф 14.

Категория: