Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Разработка сценария спектакля «Сказка о доме маленьком и доме большом»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кольченко Лариса Петровна педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория высшего квалификационного уровня, стаж 23 года. КГУ «Гимназия «БЭСТ» государственного учреждения «Отдел образования города Петропавловска» акимата города Петропавловска Северо-Казахстанской области», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск

Разработка сценария спектакля «Сказка о доме маленьком и доме большом»

Действующие лица:

1. Первая рассказчица
2. Второй рассказчик
3. Третья рассказчица
4. Цыплёнок
5. Первый мышонок
6. Второй мышонок
7. Щенок
8. Ворона
9. Сова
10-13 дети
14-16 — чтецы, читающие заключительный текст

Группа чтецов, монтаж на казахском языке.
17. Чтец, говорящий заключительный текст
18. Медвежонок

I. (Под звуки радостной музыки на сцену выходят рассказчики 1,2,3)

1. Здравствуйте, добрые зрители наши!
Мы вам спектакль сегодня покажем!

2. Погулять мы в лес пойдём, -
В лесу сказку мы найдём!

3. Нынче лес напуган весь!!!
Что же приключилось здесь?!

1. Узнать нужно поскорей:
Кто всех напугал зверей?

2. Кто громко плачет за кустом?!

(Появляется плачущий и причитающий цыплёнок)

4.Караул!!! Пропал мой дом!!!
Ой, как страшно одному!...
Где же дом мой, — не пойму-у-у!... (плачет)

3.Кто ты?

4.Я и сам не знаю!
Я без дома пропадаю!!!
Помогите дом найти-и-и!!! (Плачет)

3.Слёзы лить ты погоди!
Расскажи: какой твой дом?!

4.Тёплый и большой притом!
Светлый и просторный дом!
Мне уютно было в нём!

1. И куда же он девался?!

4.На прогулку я собрался;
Чуть-чуть по полю погулял
И свой домик потерял!
Оглянулся: дома нет!!!
Что делать, — дайте мне совет!..

2. Мы на поиски пойдём
И зверюшек позовём!

3. Ты их послушай! Может быть,
В одном из их домов ты сможешь жить!

1. Никуда не уходи:
Стой здесь и зверюшек жди!..
(1,2,3 уходят со сцены)

II. (Появляется медвежонок 18)

18.Всем привет от медвежонка! (Разглядывает цыплёнка)
Нет печальнее ребёнка!
Эй, малыш! Твой плач напрасен!
Я помочь тебе согласен!
Из беды я выход знаю:
Тебя в свой дом я приглашаю!

4.Расскажи: какой твой дом?

18.Рядом с дряхлым, старым пнём
Яма есть, — нет лучше дома!
Крыша в нём из бурелома!
В моём доме места много!
Он называется «берлога»!
Там темно, тепло и мило!

4.Не хочу так жить уныло!
В берлоге жить я не хочу!
Сейчас от горя закричу!
А-а-а!!! (плачет)

18.Что ж, раз берлоге ты не рад,
Позову ка я мышат! (уходит)

III. (Появляются мышата 5 и 6)

5.Кто бездомный?

4. Это я!... (жалобно)

5. Посмотри-ка вниз!... (4 смотрит) Земля
Тебе может домом быть!
Научись лишь норки рыть!

6. Норку мы в земле копаем!
Она тёплая такая!
Жить так безопасно в ней:
В темноте, среди корней!

5.Норка — вот для мышки дом!

6.Хочешь, вместе заживём?!

4.Не хочу я жить в норе:
В тёмной земляной дыре-е-е!.. (плачет)

5.Не плачь, щенка мы позовём!

6.Может, он найдёт твой дом?..
(5 и 6 убегают со сцены)

IV. (Появляется щенок)

7.Кто тут плачет?!

4.Это я!..

7.Ты пример бери с меня!
Ну, чего ты нос повесил?
Я — щенок! Всегда я весел!
Не грущу я ни минутки!
А живу в просторной будке!
Из досок сделана она!
Не тесна и не темна!
Сквозь щели в крыше виден свет!
Жить в будке хочешь?..

4.Ну, уж нет!!!
Что это за странный способ:
Жить среди щелястых досок?!
Я жить в будке не могу-у-у!... (Плачет)

7.Что ж... Я ворону позову!...
(Щенок убегает со сцены)

V. (Появляется ворона)

8.Эй, малыш! Ты ищешь дом?!
Хочешь, вместе заживём?
У меня гнездо большое,
И уютное такое!
Из кучи веток сплетено!
Очень мягкое оно!
Красивое, удобное,
Просто бесподобное!!!
Будешь жить в гнезде моём?...

4.Куча веток?! Ну, и дом!!!
Жить в гнезде я не хочу!
Лучше свой дом поищу! (плачет)

8.Что ж ты плачешь?! Не пойму...(задумчиво чешет затылок)
Позову-ка я сову!..
(Ворона улетает со сцены)

VI. (Появляется сова 9)

9. Я лечу! Угу! Угу!!!
Дом найти я помогу!
Хочешь жить в дупле моём?!

4.А дупло — хороший дом?..

9. Самый лучший!.. В нём светло,
Чисто, сухо и тепло!
В дерева большом стволе
Есть дыра; и в том дупле
Я живу, — беды не знаю!
Тебя в гости приглашаю!!!

4.Не пойду в дупло твоё!
В дыре сидеть — что за житьё?!
(Сова в недоумении пожимает плечами)

9. Что ж... Детей позвать пора!
Пусть совет даст детвора!..
(Сова улетает со сцены)

VII. (Появляются дети 10,11,12,13. Они разглядывают цыплёнка.)

10. Бедный птенчик!.. Кто же ты?..

11. В крыльях пёрышки желты!..

12. Лапки, клювик, гребень красный!..

13. Ты цыплёнок, — это ясно!

10. Такой милый, симпатичный!

11. Вылупился из яичка!!!

12. Мы за розовым кустом
Видели твой прежний дом!..

(Цыплёнок выкатывает из-за куста половинку большого расколотого яйца и пытается в неё забраться, но скорлупка ему мала)

4.Наконец-то, отыскал!
Вот мой дом!!! Но он мне мал...
Скорлупа мала! Как быть?!
Где теперь я буду жить?!
(Цыплёнок опять плачет. Дети его утешают)

13. Эй, малыш, довольно слёз!
Просто ты уже подрос!

10. В скорлупе темно и тесно!
А вокруг так много места!

11. Будешь жить ты здесь — как в сказке!
Поскорей утри-ка глазки!

12. Весь огромный мир — твой дом!!!
Посмотри, как много в нём
Места, солнца и тепла!
Ах, как Родина мила!!!

13. Как щедра её земля:
Широки её поля;
Всюду зелень, травы, лес!
Много добрых здесь чудес!!!

10. Пенье птиц и ягод гроздья!

11. Золотых хлебов колосья!

12. Плеск речной волны, цветы!
Сколько в мире красоты!!!

13. Веселись! Гуляй! Играй!
Дом твой —
10,11,12,13 (хором) Наш родимый край!!!

10. Мы о любимой Родине сейчас
На языке казахском продолжим рассказ!

VIII. (Под звуки лирического кюя группа чтецов читает монтаж о Родине на казахском языке)

1) Тәуелсіз Қазақстан байтақ жерім,
Қуаныш құшағында бүгін елім.

2) Балалар аманатын алға тартар,
Жас ұрпақ алдарыңда міне, бүгін.

3) Бойларында от бар екенбайқадым,
Жүректердешоқ бар екенбайқадым.

4) Әрқашанда осы шоқты өшірмей,
Жалындатып шарықтаңдар әрдайым!

5) Отан — сеніңата-анаң,
Отан — досың, бауырың.
Отан — өлкең, аста наң,
Отан — аудан, ауылың.

6) Отанды біз атамекен
Деп аялап атаймыз,
Өйткені оны мекен еткен
Бабамыз бен атамыз.

7) Отанды жас, кәріміз де,
Туғанжердепсүйеміз,
Өйткеніондабәріміз де
Туып, өмірсүреміз.

8) Отандыәркіманасындай
Қастерлейді, бағалап.
Өйткені, Отанбаласындай
Біздіөсірераялап.

IX. Казахский танец

X. (Под звуки торжественного кюя на сцену выходят цыплёнок 4 и чтецы 14,15,16)

4.Дом мой прежний стал мне мал!
Дом большой я отыскал!
Это мирные края!
Это Родина моя!!!

14. В чём же нашей сказки урок?

15. Нам расти приходит срок!

16. На бескрайнем белом свете,-
Родины любимой дети,-
Мы — как цыплята — подрастаем
И в огромный мир вступаем!

14. Время быстрое идёт:
Мы растём, и мир растёт!

15. И однажды мы поймём,
Что вокруг — прекрасный дом!

16. В нём все дружно мы живём!

Все (хором): Родина — наш общий дом!!!

14. И о Родине мы вместе
Вам споём в подарок —
Все (хором) Песню!!!

ХI. (В завершение спектакля все дети поют хором на мелодию песни «Чунга-Чанга»)

1. Стал нам крышей синий свод небес!
Словно стены — встал зелёный лес!
А поляны — все в цветах ковры!
Дом бескрайний — радость детворы!

Припев:
Казахстан — наш дом любимый!
Самый лучший и красивый!
Самый лучший и красивый!
Это ясно!
В нём живём мы вместе дружно!
Этот дом беречь нам нужно!
Этот дом беречь нам нужно!
Дом прекрасный!!!

2. На чудесный дом свой посмотри!
И улыбку миру подари!
В этом доме хватит всем добра!
Здесь поёт о счастье детвора!

Припев: тот же

XII. (Под звуки позитивной классической музыки чтец 17 говорит заключительный текст)

17.Мы спектакль завершаем!
Детвору приглашаем:
Край родной наш — хранить!
Отчизне — служить!
Казахстан наш — любить!
Все (хором): Патриотами — быть!!!

(Под музыку дети машут зрителям поднятыми над головой руками)

Категория: