Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Путешествие по станциям: «Экологическая тропа»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Лукьянова Людмила Геннадьевна воспитатель, высшая категория, стаж 23 года. КГУ «Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Айыртауского района» Казахстан, СКО, Айыртауский раон, с. Саумалколь

Путешествие по станциям: «Экологическая тропа»

Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях. Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.

Задачи:

  • Формирование познавательного интереса, коммуникативных навыков при работе в группе.
  • Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике.
  • Привитие экологической культуры, природоохранных навыков.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!

Ведущий 2: Уютная наша планета — Земля.
Здесь все-для комфорта, здесь все-для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.

Ведущий 1:Земля — наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Ведущий 2: Добрый день, уважаемые друзья! Все мы обязаны своей жизнью планете — прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета — величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.

Ведущий1: Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце — все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода — нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения — нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.

Ведущий 1: ЕСЛИ

— тебе дороги просторы твоей родины,
— ты чувствуешь себя неотъемлемой частью природы
ты болеешь душой за жизнь Земли и на Земле,

Ведущий 2: ТО

— внеси свою лепту в охрану окружающей тебя среды обитания,
— стремись быть экологически грамотным,
— старайся не вредить существующему вокруг тебя природному миру,
— научись любить, уважать и ценить данное тебе матерью природой: землю, воду, воздух, животный и растительный мир.

Ведущий 1: А теперь приступим к игре. Мы приглашаем вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.

Ведущий 2: Сейчас каждой команде будет роздан маршрутный лист, по которому нужно будет пройти все испытания. быстро и правильно выполнив все задания. Какая команда первая придет к финишу и наберет большое количество очков та команда и победит в нашем конкурсе. Всем желаем удачи.

Станция 1: «Эрудит»

Растительный мир

1. Имеют крепкий, деревянистый ствол, покрытый прочной корой. (Деревья)
2. Растения, которые помогают человеку справиться с болезнями. (Лекарственные)
3. Привлекает насекомых, что способствует опылению и появлению плодов и семян. (Цветок)
4. Это растение размножается клубнями или их частями. (Картофель)
5. Эти растения никогда не цветут, семян нет, размножаются спорами, которые находятся прямо на листьях. (Мхи и лишайники)
6. Какие растения имеют звериные имена? (Мышиный горошек, медвежье ушко, кукушкин лен, гусиный лук, конский щавель.)
7. Это растение называют кормильцем Востока. (Рис.)
8. Какой овощ римляне называли головой? (Капуста.)
9. По легенде, именно из этого дерева был построен троянский конь. (Пихта.)
10. В античной мифологии можно встретить немало подробностей, связанных с природой. Вспомните, к примеру, из какого дерева была изготовлена палица Геракла? (Из кедра.)

Слово экспертов.

Животный мир

1. Эта птица плохая мать. (Кукушка)
2. У кого из животных уши на ногах? (Кузнечик).
3. Что общего у коалы и кенгуру? (Они сумчатые)
4. Какой обитатель пресных водоемов никогда не пьет? (Лягушка).
5. Может ли в природе белый медведь съесть пингвина? Объясните. (Нет, так как они живут на разных полюсах).
6. Все ли комары пьют кровь человека и животных? (Нет, самцы питаются нектаром).
7. Это единственное, совершенно слепое животное нашей фауны. Приспособлено к подземной жизни. Питается луковицами степных растений. Направление бесконечных подземных ходов обозначено выброшенными наружу кучами земли. О ком идет речь? (Слепыш).
8. Тело этого зверька «одето» в густой коричневый мех с серебристым отливом. Длина зверька 40 см, вес около 500г. Отличается удлиненным носом-хоботком. Хоботком он не только вынюхивает добычу, но и хватает все, что можно съесть, и направляет пищу в рот. Обитает в водоемах. Когда ныряет, ноздри на хоботке и отверстия в ушах закрываются клапанами. Назовите его. (Выхухоль).
9. Почему скворца называют фармацевтом? (Потому что, скворец в своё гнездо приносит растения, отпугивающие паразитов).
10. В какой части тела откладывается жир у утконоса? (В хвосте)

Слово экспертов.

Неживая природа

1. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
2. Движение воздуха. (Ветер)
3. Я сам — вода и по воде плыву. (Лед)
4. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
6. Самая длинная река мира? (Нил)
7. Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (Гейзер)
8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
9. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
10. Назовите единственное на земном шаре озеро, у которого одна половина содержит пресную воду, а другая — солёную. (Балхаш).

Станция 2: «В гостях у сказки».

1. Внимание. Послушайте отрывок из басни. Что за красавица- птица здесь описывается?

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
(Ворона. Басня «Ворона и лисица».)

2. Какая птица в басне Крылова собиралась зажечь море? (Синица. Басня «Синица».)
3. А теперь угадайте, какой трудолюбивый зверек говорит о себе такие слова:
Я по делам гонцом у барина большого; Мне, некогда ни пить, ни есть, Ни даже духу перевесть. (Белка. Басня «Белка».)
4. Какой зверек из басни Крылова сказал знаменитую фразу: «Сильнее кошки зверя нет»? (Крыса. Басня «Мышь и крыса».)
5. Еще одна цитата. В ней описывается пение соловья. А кто был слушателем и ценителем этого пения?

Защелкал, засвистал,
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
(Осел. Басня «Осел и соловей».)

1.В сказке Шарля Перро «Золушка». Помните, как фея собирала Золушку на бал?
«Фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном. Все шестеро проворно вскочили на запятки кареты с таким важным видом, словно всю жизнь служили выездными лакеями и никогда небыли...» Каких животных фея превратила в лакеев? (Ящериц.)
2. В «Сказке о царе Салтане» вспомните, в каком трудном положении оказался князь Гвидон. Но ему помогала прекрасная птица. Она выполняла все его мечты. Каждый раз она приветствовала князя Гвидона такими словами: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» Что же это за птица? (Лебедь.)
3. В сказке С. Яагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». И нас ждет праздник на горе Кулаберг. «Один раз в году, ранней весной, сюда сходятся все четвероногие и пернатые на великие игрища зверей и птиц».
Все смотрят на необыкновенный танец.
«И вот на площадке появились большие серые птицы на длинных стройных ногах, с гибкой шеей, с красным хохолком на маленькой точеной головке. Широко расставив крылья, они то взлетали, то, едва коснувшись земли, быстро кружились на одной ноге». Что это за птицы, танец которых так красиво описан в сказке? (Журавли.)
4.. В русской народной сказке Иван-царевич искал Жар-птицу. Ему помогал в этом один зверь. Вот что он говорил Ивану-царевичу: «Тебе на твоем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Коня твоего я съел, буду я служить тебе верой и правдой. Садись на меня да держись крепче». Что это за зверь? (Волк, сказка «Иван-царевич и серый волк».)
5.. В сказке Р. Киплинга «Маугли» об этих зверях так говорит медведь Балу: «У них нет закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и подсматривают, и подстерегают, сидя на деревьях. Они живут без вожака. Они ни о чем не помнят. Никто в джунглях не водится с ними... Мы не пьем там, где пьют они, не ходим туда, куда ходят они, не охотимся там, где они охотятся, не умираем там, где умирают они...» Что это за презренные звери, о которых говорит мудрый медведь Балу? (Обезьяны.)

Станция 3: «Лесные загадки»

1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют «белобока»?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно —
Укусит. Ясно?
(Змея).

Станция 4: «Логическая цепочка».

Нужно назвать лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет, лист — это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег — это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен — это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, — это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек — зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка — впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник — это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки — это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд — это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко — это лекарственные растения.

Станция 5: «Прогулка по зоопарку».

С помощью первых букв названий животных прочитайте зашифрованные слова, изобразите его.

Носорог
Шимпанзе
Зебра
Осел
Петух
Аист
Рыба
Крокодил

Станция 6: «Юные экологи»

*Всегда ли рак движется назад? (Нет, к пище устремляется вперед)
*Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
*У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? (Одинаково)
*Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви — киви)
*У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)
*Растет ли дерево зимой? (Нет)
*Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет?
(Душистый табак)
*Умеют ли слоны плавать? (Да)
*Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный)
*Какая лесная птица резко меняет цвет своего оперения весной?
(Белая куропатка)
*Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
*У каких певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов)
*Что вниз головой растет? (Сосулька)
*Весной или летом цветет сирень? (Весной)
*Спит на земле, утром исчезает (Роса)
*Что это за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
*Что делает зимой еж? (Спит)
*Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под лед? (Олепка)
*Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)
*Когда температура воробья ниже — зимой или летом? (Одинакова)

Станция 7: «Защитники леса»

*Кто зимой голоден, а летом сыт? (Волк)
*У кого скелет снаружи? (У насекомых, раков и других членистоногих)
*Что птицам страшнее — голод или холод зимой? (Голод)
* Вороне через три года что бывает? (Четыре года)
*В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка)
*Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
*Куда осенью деваются бабочки? (Большинство гибнет, другие забиваются в щели)
*У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев)
*Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Шиповник, роза)
*Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена)
*Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Гадюка)
*Птенцы, какой птицы шипят в дупле, как змеи? (Вертиголовки)
*Сколько крыльев у жука? (Две пары)
*Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)
*Какая самая маленькая птица в России? (Королек)
*Какая птица сама себя называет? (Утка кряква)
*Кит — рыба или зверь морской? (Зверь морской)
*Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)
*Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек)
*Назовите город, носящий имя рыбы? (Судак, Калуга)

Станция 7: «Юный художник»

Нарисовать представителей флоры, фауны и явление неживой природы.

Подведение итогов игры, награждение победителей.