Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Проект с детьми группы предшкольной подготовки «Я – Человек. У меня есть права!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Эйдемиллер Людмила Леонидовна воспитатель, первая категория, стаж 40 лет, ГККП «Детский сад № 2 «Балдырған», Казахстан, Акмолинская область, г.Степногорск

 

Эйдемиллер Людмила Леонидовна

Жобаның тақырыбы: «Мен адаммын. Менің құқықтарым бар»

Тема проекта: «Я — Человек. У меня есть права!»

Автор проекта: Эйдемиллер Людмила Леонидовна

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

Направление проекта: Воспитание правового мировоззрения и нравственных представлений.

Возраст детей (участников проекта): дети от 6 до 7 лет.

Тип проекта:

по методу: познавательно развивающий.
по продолжительности: среднесрочный.

Актуальность: в наше время правовое воспитание детей становится одним из основных направлений образовательной системы в целом. Важной частью его является создание условий для становления личности ребенка, уважающего права каждого человека. Начиная работать по теме правового воспитания детей, мы столкнулись с тем, что не то что дети, а даже родители не знают основные документы, отражающие права ребенка и не могут назвать права человека. А ведь во многих странах изучение прав человека на ранних этапах уже давно стало неотъемлемой частью гражданского образования. Дети — это наше будущее, будущее народа, будущее государства.

Цель: познакомить детей с правами ребенка на современном этапе развития государства и общества.

Задачи:

  • Познакомить с основными правами ребенка.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сострадания и сопереживания другим людям.
  • Воспитывать у детей чувство ответственности как у будущего гражданина общества.

Основополагающий вопрос: Зачем детям права?

Проблемные вопросы:

  • Зачем знакомить детей с правами?
  • Какие документы отражают «Права ребенка»?
  • Как правильно воспитывать у детей уважение к общечеловеческим ценностям?

Этапы работы:

Идея проекта «Я — человек. У меня есть права!»: довести до сознания детей, что каждый ребенок имеет права, государство заботится о том, чтобы эти права соблюдались.

I. Этап подготовительный

— Знакомство с документом: «Конвенция о правах ребенка»
— Создание визитной карточки проекта
— Представление слайдовой презентации «Конвенция о правах ребенка»

II. Основной этап

— Рисунки детей на тему «Мой мир»;
— Семейные газеты на тему «Мои права»;
— Изготовление атрибутов к развлечению
— Проведение занятия по теме «Мои права»;
— Проведение КВН по теме «Моя безопасность»
— Консультации для родителей «Поговори со мною, мама»
— Проведение дидактических игр по правовому воспитанию

III. Презентация проекта

Развлечение «Я — Человек. У меня есть права!»

Презентация проекта «Я — Человек. У меня есть права!»

Дети заходят в музыкальный зал под музыку песни «Я, ты, он, она — вместе целая страна: Большеглазых....» и т. д., (садятся).

Воспитатель:
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
Природе скажем мы:
«Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!»

Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье — жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? (Родителям). Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы? У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
Ребята, как называется этот документ?

Конвенция.

Что записано в этом документе?

— Права детей.

В конвенции записано, что главное право каждого человека — право на жизнь. И маленький человек — ребенок тоже имеет право жить.

Посмотрите ребята на этот рисунок. Как вы думаете, о чем он говорит? (Ответы детей).

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду Я!

Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство. Что для вас значит слово «жить»? (Ответы детей).

Танец с цветами

Воспитатель: Детей часто называют цветами жизни. А что нужно для того, что бы вырос красивый, пышный, здоровый, благоухающий цветок? (Дети говорят, что о цветке нужно заботиться — поливать его, рыхлить почву, питать, обеспечивать доступ тепла и цвета).

Воспитатель: Все верно! Молодцы! Сейчас я предлагаю вырастить необычный цветок, который я назвала «счастливый ребенок», а ваши родители нам помогут. Всем семьям было дано домашнее задание: нарисовать плакаты по статьям Конвенции, вот они-то и станут лепестками чудесного цветка.

Кстати, кто может ответить: «Что такое конвенция?» (ответы родителей).

Воспитатель кладет на пол обруч, в его середину портрет улыбающегося ребенка — это сердцевина цветка. Родители зачитывают текст с плакатов, дети размещают их вокруг обруча:

Право на отдых.
Право на информацию.
Право на образование.
Право на благоприятные условия воспитания.
Право на семью.
Право на полноценное питание.
Право на медицинский уход.
Равноправие.
Право на жизнь.

Воспитатель: Все мы хорошо изучили настоящий документ, приняли активное участие в подготовке нашей встречи и взрослые и дети. Молодцы! А теперь дети объявят право, которое они выделили самым главным.

Дети хором: «Дети имеют право на дружбу!»

Песня о дружбе

Слайдовая картинка-значок. (Дети рассматривают).
Как вы думаете, что это за право? Правильно — право на имя. Когда человек получает это право? Правильно — при рождении. Какой документ подтверждает это право? (Свидетельство о рождении). Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена. Дети рассказывают о значении своих имен.

Игра «Шляпа знакомств»

Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О., 6-7 д., дети садятся).

Ребята, подумайте, какое право изображено на картинке? Верно, право на семью. Показ (штук 5). Каждый из родителей вместе с детьми рассказывают о генеалогическом своем древе.

Воспитатель: Если вы будете, друг друга любить, уважать, беречь, ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым, как пальчики на ладошках.
Слайдовая картинка-значок. (Дети рассматривают).

О каком праве рассказывает этот значок? Право на образование.

Дети рассматривают предметы.

Как назвать эти предметы одним словом? Верно, школьные принадлежности. Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование? Кто обучает вас здесь в детском саду? А кто будет вас обучать в школе? А сейчас вспомните, какие пословицы об учебе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу»

— Я начинаю, а вы продолжаете.
1. Век живи... — век учись.
2. Учиться всегда... пригодится.
3. Ученье — свет, ... а неученье — тьма.
4. Тяжело в ученье... — легко в бою.

Слайдовая картинка-значок. (Дети рассматривают).

Что означает этот значок? Право на лечение.

Каждый ли человек имеет право на лечение? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи»

Для сценки нужно 3 детей (по желанию).

Кто из вас нуждается в скорой помощи? Кто будет вызывать скорую помощь? А ты будешь диспетчером скорой помощи. (Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщают, что случилось, называют четко адрес). Молодцы!

Слайдовая картинка-значок. Значок на право.

Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говорится о праве на свободное перемещение.

О каком праве говорится в песнях?

— Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно. Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, расскажите, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

Молодцы!

Слайдовая картинка-значок. А здесь вопрос: «У каждого человека есть права, а что у него еще есть?» (Обязанности).

Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

— Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанности и прикрепляем лучик к солнышку.
Посмотрите, что случилось с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

— Ребята, вы родились и живете в государстве, которое не только заботится о вас, но и стремится к тому, чтобы вы росли счастливыми, защищенными от всяких бед детьми, и чтобы никто не посягал на вашу жизнь, ведь самое главное право, которое у вас есть — право на жизнь!