Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Проект по самообразованию «Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице посредством применения дидактических игр»

Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежьяя
 

Версия для печатиВерсия для печати

 

Жапарова Кунсулу Кимадиденовна воспитатель высшей квалификационной категории ГККП «Ясли-сада № 22 санаторного типа для тубвиражных детей города Павлодара» г.Павлодар

 

Жапарова Кунсулу Кимадиденовна

Введение

Самое ценное в жизни взрослых — это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, — остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности [1].

В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы, но основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте [2].

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях [3].

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях [4].

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы — как организационных, так и методических, и образовательных.

Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и выбрала тему самообразования, сформулированную следующим образом «Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице посредством применения дидактических игр».

Целью моей работы является обучение дошкольников правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Поставила перед собой такие задачи:

  • обучение свободной ориентировке в помещении и на участке детского сада;
  • обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;
  • формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и
  • предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
  • воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного
  • движения;
  • воспитание культуры поведения в дорожно-транспортном процессе;
  • совершенствование знаний о дорожных знаках и их назначении;
  • развитие представлений детей о видах транспорта;
  • обогатить представление детей по основам безопасности жизнедеятельности.

Гипотеза: если обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения будет проводиться целенаправленно и систематически, в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса с использованием дидактических игр, то уровень знаний, умений и навыков осознанного безопасного поведения на улице дошкольников значительно возрастет.

Прогнозируемые результаты:

дошкольники знают:

  • правила светофора;
  • дорожные знаки и их назначение;
  • виды транспорта;

умеют:

  • свободно ориентироваться в пространстве (в помещении и на участке детского сада);
  • наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, обходить их;

соблюдают:

  • правила дорожного движения;
  • технику безопасности на дороге;
  • общепринятые нормы поведения в дорожно-транспортном процессе,

В рамках темы самообразования был составлен перспективный план, представленный в таблице 1.

Таблица 1. Перспективное планирование



Год работы

Цели работы

1 год работы: 2018-2019

учебный год

1 . Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме самообразования.

2. Изучить и обобщить опыт педагогов по вопросам ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

2 год работы: 2019-2020

учебный год

1. Разработать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Разработать и апробировать дидактический материал по обучению дошкольников правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

3. Разработать методическое пособие «Дорожное путешествие».

3 год работы:

2020-2021 учебный год

1. Использование теоретического и дидактического материала с детьми на занятиях, прогулках, а также в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса.

2. Диагностика знаний по ПДД и коррекционная работа с дошкольниками.

3. Разработать рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Анализ научно-методической литературы показал, что ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения посвящены работы следующих авторов: Клименко В. Р., Степаненковой Э. Я., Филенко М. Ф.: Саулиной Т. О., Юрянина А. Г., Пантелеева Г. Н., Александровой О. А., Щурмелевой О. В., Добряковой В. А., Борисовой Н. В., Паниной Т. А., Уклонской С. А., Шорыгиной Т. А., Извековой Н. А., Медведевой А. Ф., Поляковой Л. Б., Федотовой А. Н., Романовой Е. А., Малюшкиной А. Б. и других.

Научная новизна заключается в том, что;

  • разработана система дидактических игр для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и формирования у них безопасного поведения на дороге, в транспорте;
  • разработано методическое пособие «Дорожное путешествие».

Практическая значимость состоит в том, что результаты опыта могут быть использованы в практике работы воспитателей дошкольных учреждений по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Описание опыта

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения придерживаюсь трёх аспектов взаимодействия с транспортной системой города:

1) ребенок — пешеход;
2) ребенок — пассажир городского транспорта;
3) ребенок — водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики, снегокат и др.) [5].

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице. следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях [6].

Работа по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице посредством применения дидактических игр представлена на схеме 1.

В моей работе по обучению детей правилам дорожного движения значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

После таких экскурсий и прогулок я предлагаю детям нарисовать рисунки. При рассказе о своем рисунке дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге.

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Дети моей группы — это будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Чтобы знания, полученные на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками, они должны органически сочетаться с реальным окружением детей.

Проект по самообразованию «Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице посредством применения дидактических игр»

Схема1. Работа по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице посредством применения дидактических игр

Работа по основам безопасности жизнедеятельности детей не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

  • организованные формы обучения на занятиях;
  • совместную деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельную деятельность ребенка;
  • воспитание навыков поведения;
  • ознакомление с окружающим;
  • развитие речи;
  • художественную литературу;
  • конструирование;
  • изобразительное искусство;
  • игру.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую:

  • атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины,
  • автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
  • разные картинки, кубики, мозаики;
  • плакаты;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей н пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
  • дорожные знаки.
  • самодельные мягкие игрушки, машинки, которые использую во всех играх и на занятиях.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры, для системной и эффективной работы с детьми составила картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.

В сентябре и мае я провожу диагностику знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, я корректирую дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.

Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Довожу до сведения родителей учебную программу, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.

Для своих родителей организовала работу клуба «Островок безопасности». Цель клуба: совместными усилиями педагога и родителей помочь в воспитании у детей культуры дорожного движения. Для родителей показываю открытые занятия, провожу анкетирование, даю консультации.

Часто я вижу молодых мам и пап, ведущих за руку своих детей там, где переход не обозначен. И нередко, к сожалению, это бывают «мои» родители. И я поняла: использование отдельных средств (беседы, практические упражнения) в отрыве от воспитательных факторов не приведет к желаемой цели. А воспитательный фактор включает тесный контакт педагогов и родителей.

В ходе учебного года на родительских собраниях я довожу до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращаю внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендую места для игр детей.

Рекомендую, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам детям предлагается рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.

В ходе повседневной работы с родителями я информирую их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:

  • прочитать стихотворение;
  • купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры,
  • фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут
  • попасть па улице.

Я рекомендую родителям во время прогулок с детьми следующее:

  • понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между
  • цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
  • показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке
  • действий пешеходов и водителей.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

Для’ закрепления программного материала я даю детям задания на дом, которые они выполняют под руководством родителей.

В пропаганде правил дорожного движения я широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками, В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов я приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Достижения и результаты

В рамках работы над темой самообразования постепенно выработалась определенная система обучения дошкольников правилам дорожного движения на основе основных положений государственного стандарта РК на основе принципов системности, последовательности, доступности, единства теории и практики, преемственности.

В младшей группе учить различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формировать умения определять красный, зеленый, желтый цвет светофора, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учить ориентироваться в пространстве(далеко, близко, вверху и т. д.).

В среднем дошкольном возрасте знакомить с улицей, дорогой, тротуаром; учить в игровых ситуациях входить в транспорт и выходить из него; уделить внимание индивидуальной работе (рассматривание картинок, обыгрывание игрушек).

В старшем дошкольном возрасте знакомить со светофором, с его назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками.

Знания детей о правилах дорожного движения находили свое отражение в их рисунках, поделках, играх и во всех видах деятельности в детском саду: лепили из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисовали дома, переходы, машины, светофоры, дорожные знаки, изготавливали рули, различные макеты.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, детям давалось представление о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.)просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.

На занятиях по изобразительной деятельности ребята учились рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

На занятиях по трудовому воспитанию дети изготавливали атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др. атрибутика).

На занятиях по конструированию у детей формировался интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружали различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учили планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомили с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учили создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

На физкультурных занятиях продолжали развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учили детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу. змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

На музыкальных занятиях дети принимали активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Особое внимание было обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые использовались не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Итак, целенаправленно используя систему занятий, экскурсий, прогулок, дидактических игр (приложение 1), направленную па формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, получились положительные результаты.

Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного срезов показал, что в группе высокие и средние показатели уровней знаний правил дорожного движения значительно повысились (график 1). 90%

Проект по самообразованию «Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице посредством применения дидактических игр»

График 1. Динамика уровней знаний правил дорожного движения

И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников дорожной полиции. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

Заключение

В пашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий; по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Поэтому наша задача — научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте [7].

Хочется надеяться, что опыт работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице поможет воспитателям организовать такое обучение в своем детском саду, а детям — в любой ситуации на дороге чувствовать себя уверенно и безопасно.

Эффективность разработанной системы доказана результатами диагностики, так как н ходе работы произошли значительные положительные изменения в уровнях знаний правил дорожного движения дошкольников, так — как работа с использованием дидактических игр и упражнений на занятиях, экскурсиях, прогулках и в кругу семьи активизировала процесс формирования основ безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте, создавала благоприятную среду и условия для детского взаимодействия и творчества.

Использованная литература

1. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. — М.: Просвещение, 1983.
2. Стенаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. -М.: Просвещение, 1995.
3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора — М.: Просвещение, 1989.
4. Юрянин А, Г. Светофор. — М.: Издательство «Детская литература» 1991.
5. Пантелеев Г. Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. — М.: Просвещение, 1988.
6. Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений - дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Саулина Т. Ф.-М.: Просвещение, 1989.
7. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
8. Александрова О. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения// Дошкольная педагогика. — № 4. — 2010.
9. Шурмелева О. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Планирование работы// Дошкольная педагогика. — № 3. 2009.
10. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров, досуга. — М.: Просвещение, 1999.
11. Извекова Н. А., Медведева А. Ф., Полякова Л. Б., Федотова А. Ы., Романова Е. А., Мал юшки на А. Б. Занятия по правилам дорожного движения. М.: ТЦ Сфера, 2010.
12. Шорыгииа Т. А. О правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
13. Вдовиченко В, А. Ребенок на улице. // Дошкольное воспитание № 7, 2007.
14. Пидручная С. Уроки дорожной грамоты. // Дошкольное воспитание № 7, 2007.
15. Пишумов Я. Машины. — М.: Просвещение, 1990,
16. Пишумов Я. Это моя улица.-М.: Просвещение, 1991.
17. Семенюк В. И.. Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. — Минск, 1 989.
18. Старцева О. Ю., Школа дорожных наук. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. — М., 2008.
19. Шорыгина Т. А. Беседы о безопасности с детьми 5-8 лет. — М., 2008.
20. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. — М.,2002.