Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Процесс воспитания творческой активности подростков через внеклассную работу

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Плеслова Анна Анатольевна, учитель физики, высшая квалификационная категория, КГУ «Школа-гимназия № 38» акимата г. Усть-Каменогорска, ВКО

Процесс воспитания творческой активности подростков через  внеклассную работу

Современное общество, происходящий научно-технический прогресс, ставят все более высокие требования к воспитанию и образованию современных школьников. Одной из самых важных качеств личности становится конкурентоспособность. Это не только использование деловых навыков, но и умение, желание вносить в работу новое, необычное, действовать в непрерывном поиске. Творческая активность может являться средством формирования этой способности.

Творческая активность — это умение оперативно находить и решать проблемы, выделять главное, ставить перед собой задачи, переносить имеющиеся знания, навыки и умения из одной области в другую. Творчество ученика — это создание ребенком оригинальных изделий, в работе над которыми самостоятельно использовались имеющиеся навыки, умения, знания, а так же выполнялся их перенос, происходило сочетание определенных видов деятельности, создавался новый для школьника метод выхода из проблемной ситуации.

В подростковом возрасте именно творческая активность приобретает большое значение, это связано со стремлением подростков к самовыражению, желанием занять свое место в коллективе, и именно внеклассная работа выходит на первое место в ее формировании и развитии. Она способна удовлетворить все более возрастающие запросы старшеклассников, обладает особенностями, которые дают возможность:

  •  участвовать всем подросткам, имеющим не одинаковую степень активности, в разнообразных формах внеклассной работы;
  •  максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  •  учитывать актуальные потребности, склонности и интересы старшеклассников, ученического коллектива;
  •  развивать сотрудничество между учащимися, сотворчество учащихся и воспитателей, чувство взаимной заинтересованности, взаимопомощи, ответственности;
  •  развивать и совершенствовать воспитательный процесс, его участников, системы внеклассной работы.

Средствами, содействующими воспитанию творческого мышления, активности учащихся являются самостоятельная работа и как следствие повышение познавательного интереса школьников, устойчивой положительной мотивации к обучению, применение активных методов обучения. При этом в работе с учащимися старших классов должно быть единство целей, содержания, форм и методов деятельности. Эта взаимосвязь планирования, организации и анализа деятельности, если отсутствует какой либо пункт, то может разрушиться вся система работы с подростками, хотя ей присущ динамизм, подвижность, главной задачей является развитие самодеятельности школьников, их инициативы, творческой активности.

Анализ социально-педагогической ситуации показал, что основная проблема у учащихся проявляется в неумении реализовать свои творческие способности и для ее развития необходимо:

  • вовлекать старшеклассников в различные образовательные проекты, предусматривающие самостоятельную деятельность учащихся по созданию творческого изделия;
  • создавать учащимся ситуацию успеха, уверенности в результате во внеклассной деятельности;
  • формировать у старшеклассников положительную мотивацию к творческой деятельности.

Работу по формированию творческой активности можно разбить на несколько этапов. На первом необходимо настроить школьников на творческую активность через организацию и проведение психологических тренинговых занятий. Например, «Знакомьтесь, это мы!», «Мой «автопортрет», «Успех — это просто», которые способствуют осознанию школьниками своей уникальности и укрепляют в них веру в возможность самостоятельно добиваться поставленных целей. Одновременно проводить работу по формированию соуправления классного коллектива, через организацию и формирование актива класса, через выполнение различных коллективных творческих поручений, что дает возможность каждому иметь свою личную позицию в жизнедеятельности класса, а это положительно влияет на развитие творческих возможностей.

Следующий этап работы это проведение конкретных образовательных проектов, такие как «Милосердие», «Школьная газета», «От интереса к профессии», участие в деятельности научно-практического общества «Эврика». Кроме этого, одной из прекрасной формой развития таланта, выявления возможностей и дарований учащихся, являются участие их в всевозможных конкурсах и олимпиадах, читательских, зрительских конференциях, выставках, экскурсиях. Но главным является творческий праздник, при организации которого происходит поэтапное творчество воспитанников и воспитателя. Каждый участник этого процесса имеет свою долю ответственности, начиная со сбора информации, ее анализа, обработки, оформлении, представлении материала, анализа коллективной деятельности. Таким праздником является презентация класса по итогам работы школьного коллектива. Это яркое представление, включающее отчет о работе классного коллектива за год, успехи и достижения учащихся.

В результате у подростков повышается степень самостоятельности, у них формируется внутренняя мотивация творческой деятельности, развиваются коммуникативно-творческие черты, способность к самоуправлению и саморегуляция творческой деятельности, оригинальность, вербальная креативность, активность и самостоятельность подростков в процессе творческой деятельности. При этом необходима диагностика определения уровня творческой активности, что бы судить об эффективном воздействии на подростков проведенных мероприятий, направленных на развитие творческой активности во внеурочной деятельности. Недопустимо нарушение в работе схемы «планирование — организация — анализ», отсутствие связей между этими звеньями, необходим ежедневный анализ деятельности, а не только анализ работы за месяц или четверть.

Каждый человек в той или иной степени способен творить. Творчество является постоянным и естественным спутником формирования всесторонней личности. Эта способность развивается у ребенка окружающими: педагогами и родителями, это очень тонкая и деликатная часть воспитания. Лишь зная его психологические особенности, индивидуальность, и бережно относясь к своеобразию этих черт характера, можно растить творчески развитого ребенка. Невозможно заставить человека творить, поэтому задача классного руководителя заключается в мотивации учащихся на творчество, в оказании помощи подросткам в достижении ими маленьких, а может, и больших открытий.

Литература:

1. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — С.96 .
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — М.: Знание, 1983. — С.173 .
3. Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г. Развитие творческой активности подростков во внеурочное время [электронный ресурс] // httpss://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-podrostkov-vo-vneurochnoe