Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Приёмы и методы используемые на занятиях хореографии для развития творческого потенциала личности ребенка.

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Чеблакова Виктория Валерьевна хореограф, педагогический стаж 5 лет, Общеобразовательная школа №28. Студентка Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета,3 курс, магистратура. Республика Казахстан, Павлодарская область, город Павлодар

Аннотация

Данная статья знакомит с отдельными методами, приемами и формами развития творческого потенциала личности, которые возникают у ребенка на занятиях хореографией. Предлагается использовать комплексный подход, способствующий формированию у детей, как творческого потенциала, так и социальной адаптации.

Политика государства в области образования особую роль отводит развитию творческого потенциала личности у каждого ребенка, который предлагается создавать, как на общеустановленных занятиях, так и на условиях дополнительного образования В Республике Казахстан акцентировано особое внимание на развитие дополнительного образования, на всех уровнях, от дошкольного до полу вузовского [1; 2], так как это позволит не только повысить качество образования, но сделает детям стать более развитыми и адаптированными во всех направлениях. Типовыми правилами, определяющими организацию в Казахстане дополнительного образования установлено, что оно направлено, на развитие у детей, как физических возможностей, так и творческих и духовных способностей, необходимых для развития полноценной личности [3, п 3.1, гл. 1].

Производится включение детей в процесс обучения хореографии, как одного из вида дополнительного образования и искусства, на условиях добровольности и интереса, как со стороны ребенка, так и его родителей. Они чаще всего принимают такие решения исходя из того, что хореография считается мощным элементом, который может помочь ребенку в развитии его личности. Так как хореография, чаще всего даёт ребёнку, возможности в самореализации, не подчиняя уровень и динамику его развития определенному стандарту (кроме обучения профессиональной хореографии). А также дает ребенку на условиях дополнительного образования, воспринимать процесс обучения, как результат своего совершенствования, который к тому же способствует возможности развивать свой творческий потенциал [4].

В ходе исследования нами установлено, что занятия хореографии, на практике организованы обычно на следующих принципах обучения и воспитания, которые отражают в первую очередь их направленность на развитие творческого потенциала, отраженные нами схематично согласно рисунку 1.

Рисунок 1. Принципы обучения и воспитания на занятиях хореографии [5]

Согласно первого принципа обеспечивается посредством занятий хореографией, всестороннее развитие личности ребёнка: его гармоническое, творческое, интеллектуальное, физическое, эмоциональное и нравственное развитие. К тому же через формирование сильных качеств личности, планируется обеспечить ребёнку в будущем успехи в самореализации и социальной адаптации. Занятия хореографией на системной основе позволяют вырабатывать у ребенка красивую и правильную осанку, развивают соразмерную фигуру, обеспечивают облику ребенка во внешнем виде такие черты, как элегантность и собранность. Системность обеспечивает у детей развития гармоничной личности, которая понимает и любит искусство в целом [6].

Наглядность считается в хореографии важным элементом, так как демонстрируется обычно ребенку живое движение (танца), которое он, во время исполнения движения, повторяет и при этом видит свое отражение в зеркале. Это позволяет приучить ребёнка к самоанализу. К тому же с помощью зрительной памяти, он движениями создаёт свой образ.

Доступность определяется в том, что изучается любое хореографическое движение с учетом возрастных, психологических и анатомических особенностей. Все дети в принципе имеют способности к двигательным подражаниям, что делает занятия хореографией доступными всем. При этом учитывается подготовленность и особенность физического аппарата ребенка, чтобы не допустить травм. Именно поэтому должны сюжеты и темы танцевальных движений, изучаемые на занятиях хореографии, соответствовать возможностям и возрасту детей, а также их интересам.

Ребёнок на принципе активности всесторонне и полно познает данный вид искусства, так как не пробуя, невозможно создать что-то. К тому же привлекает ребенка на занятиях хореографии возможность творчества, так как именно здесь ему дают возможность импровизировать и сочинять, не боясь ошибок.

Сочетание при обучение индивидуальных и коллективных форм, дает детям возможности преодолеть при обучении трудности, заключающиеся в основном в небольшом количестве часов отведенных на хореографию. А также помогает детям, имеющим разные природные данные, возможности, в применении индивидуального подход к каждому, при условии одинаковых заданиях для всей группы. Индивидуальный подход учитывает уровень подготовки, тип личности и физические способности ребёнка. В индивидуальном танце раскрывается у ребенка средства выразительности: мимики и собственного тела, а также собственная индивидуальность. Коллективный подход определяется тем, что хореография относится к коллективным видам искусства, требующего как коллективных, так и индивидуальных форм работы. В группе отрабатывается у детей не только синхронность исполнения отдельных движений, но и воспитывается, так называемое «чувство локтя», а также возможность работать с партнёрами.

На условиях принципа от простого к сложному, у ребенка происходит постепенное развитие творческих способностей. Он обычно начинает воспроизводить отдельные танцевальные движения, которые постепенно переходят к танцевальным комбинациям, составляя их самостоятельно, затем увеличивая на занятиях объемы и интенсивность нагрузок, приходит к созданию отдельных творческих этюдов.

На основании этих принципов используются на занятиях по хореографии различные методы и приемы, который в хореографии направлены, в первую очередь на формирование творческих потенциалов ребенка. Для этого нами рекомендуется использовать комплексный подход при обучении и воспитании на занятиях хореографией. Исходя из того, что показателями эффективности комплексного подхода считаются:

  • рост творческого потенциала у всех обучающихся хореографией, в объеме танцевальной группы;
  • повышение активности, автономности и социальной адаптированности, в целом у всех обучающихся;
  • развитие у воспитанников эмоциональности;
  • развитие физических и интеллектуальных способностей [7].

Анализ отдельных результатов на примере ряда творческих коллективов показал, что комплексный подход позволяет значительно улучшить основные характеристики относительно творческих и социальных параметров, которые отмечались у обучающихся на уроках хореографии, что позволило схематично отразить эти показатели в матрице их развития, согласно рисунку 2.

Рисунок 2 Модель комплексного развития творческих способностей

Это и позволяет нам предлагать использовать следующие методы, развивающие творческие свойства, на занятиях хореографии: метод диалогичного изложения учебного материала по хореографии; метод танцевального показа; метод танцевально-практических действий; метод познавательной деятельности в области хореографии; метод индивидуального подхода к каждому ребенку; метод игры и импровизации [8].

При этом важно помнить, что многое зависит от того, что результаты обучения находятся в прямой зависимости от творческого подхода со стороны педагогов, и от того, какие формы обучения они использует. Важно использовать не только традиционные приемы, которые обычно закреплены программой обучения, но и современные комбинации новых и традиционных форм. Мы выделили наиболее эффективные приемы и формы обучения хореографией, в части тех, которые позволяют в наибольшей степени не только развивать, творческих способностей у детей, но и совершенствовать их, что позволяет к тому же формировать у них все большую активность, такие как: творческие задания; этюды и творческие этюды; танцы с воображаемым предметом; сценическое воплощение в танце образов животных; сочинение танцевальных импровизаций, постановка танцевальных номеров и другие. В то время как воспитание на уроках хореографии следует осуществлять также при помощи эффективных методов, приемов и форм, к которым в первую очередь следует отнести: погружение в историю; воспитание народных и государственных традиций; постановки на современные темы; участие в конкурсных и концертных и выступлениях; включение в деятельность творческого коллектива родителей [9] и т. д.

Таким образом, нами установлено, что воспитание детей посредством хореографии, становится в последние годы достаточно актуальным видом дополнительного образования и принимает системный характер, так как на практике позволяет осуществить, например, посредством танца как творческое, так и физическое воспитание детей, и дает к тому же возможность организовать детский досуг, что особенно важно для решения социальных проблем, существующих в современном обществе.

Формирование творческих способностей у детей во многом зависит от комплексного подхода на занятиях хореографией, что позволяет решать задачи, поставленные всей системой образования и политикой государства по формированию у ребенка творческой и гармоничной личности. Комплексным подходом в хореографии, как в искусстве, определяется использование различных средств и методов обучения художественного (творческого) воспитания детей, что приводит к формированию хореографических умений. Посредством которых можно более успешно реализовать развитие у детей, как двигательных, слуховых, так и зрительных форм эмоционального и чувственного восприятия мира, к тому же дают дополнительный импульс для развития мыслительной деятельности и снятия умственной утомляемости и обеспечивают социальную адаптацию каждого ребенка.

Список литературы:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Электронный справочник «Законодательство РК». — Алматы: Юрист, 2004.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. — httpsss://primeminister. kz/page/article_item-34
3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228. Об утверждении Типовых правил деятельности видов организаций дополнительного образования для детей. — httpss://adilet. zan. kz/rus/docs/V1300008565
4. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В. С. Селиванов — М.: Академия, 2004 — 336с
5. Осипова М. А. Александровны Развитие творческих способностей ребенка на занятиях хореографии как условие гармонизации личности. — Муром, 2016 — 32 с
6. Взаимосвязь различных видов искусства в эстетическом развитии учащихся. Проблема теории и методики эстетического воспитания школьников / — Тбилиси, 2000 — 260-269 с.
7. Янаева Н. Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. — М.: Релиз. — 2004. — 340 с
8. Ерохин Н. С. Художественное воспитание детей средствами русской традиционной хореографии/ Художественное воспитание школьников в области непрерывного хореографического образования. «Музыка в школе». — 2010 — 35-37 с
9. Юнусова, Е. Б. Педагогические условия становления хореографических умений детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании в ДОУ/ Е. Б. Юнусова // Вестник Челябинского университета. — 2011. — № 8. — 162 — 174 с

Категория: