Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Применение методов критического мышления на уроках начальной школы для развития мыслительных навыков учащихся

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Закирова Галия Тагировна учитель начальных классов второй категории, стаж 15 лет, Мамлютская школа-гимназия № 1. Мамлютский район, город Мамлютка, СКО

Закирова Галия Тагировна

Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский )

Целью модернизации Казахстанского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ — проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах.

Каждому современному учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества. Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. А деятельностный подход — основной способ получения знаний. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление.

В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться.
Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий обучения, которые нам дает Программа курсов третьего базового уровня.

Особое место в работе с детьми младшего возраста должно занимать развитие критического мышления. Работая по Программе, и применяя на уроках технологию критического мышления, я заметила, что учащиеся приобретают не только общеучебные умения, навыки и способы деятельности, но и умения и желания учиться, потребность в самообразовании, в самосовершенствовании. Меня заинтересовал из 7 модулей модуль «Развития критического мышления». Так как данный модуль позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Развитие критического позволяет решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя — быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.
Критичность ума — это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все предположения и выводы.

Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия, каждый этап имеет свои цели и задачи.

Первая стадия (фаза) — вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально — в парах — группах.

Вторая стадия (фаза) — осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) — рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации; работа ведётся индивидуально — в парах — группах.

На уроках можно работать с двумя видами текстов — информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий.

Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.

Качество усвоения учебного материала, прежде всего, зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы. Любое новшество встречается всегда осторожно, при этом ему сопутствует одобрение или сопротивление. Как для каждого учителя начальных классов, так и для меня больным является вопрос: «Как сделать свои уроки более увлекательными?» Лишь познакомившись с технологией критического мышления, я пришла к выводу, что её использование позволяет сделать урок более оживленным, увлекательным. Повышаются у детей активность, внимание, восприятие. Эта технология не дает забывать о том, что направлена на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Известно, что при изучении одной и той же темы во многих случаях можно использовать различные методы и приемы, которые дадут одинаковый результат. Будет ли это объяснение или рассказ, усвоение материала по учебнику или самостоятельная практическая работа — все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.

Своеобразна структура урока по критическому мышлению. Чтобы пробудить интерес, необходимо заинтересовать учащихся. Отсюда первая стадия урока — вызов, побуждение, актуализация. Создание интереса — побуждение к активной деятельности. Актуализация — это воссоздание всего, что учащийся знает по данной теме. Ученик сам определяет уровень своих знаний.

Вторая стадия — реализация, осмысление полученных знаний, выработка умений применять полученные знания. Это основная часть урока, так как нужно всегда помнить учителю о том, что главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, — это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом.

И третья стадия — рефлексия, самооценка, а также активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией и формирование личного отношения к новым знаниям.

Критическое мышление помогает учащимся добывать на уроках новые знания, пропуская их через собственный опыт под неназойливым руководством учителя, у которого появляется возможность индивидуально подойти к каждому ребенку, дать возможность выразить себя.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, после проведения ряда уроков в своем классе, являются такие стратегии «Критического мышления» как кластер, синквейн, диагностика знаний с применением методов ЗХУ (знаю-хочу знать — узнал), инсерт. Опыт коллективной работы необходим в дальнейшем для формирования у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности.

Для достижения результатов по данной технологии ученики должны довериться учителю, стать его союзником и соратником. Только в этом случае они научатся выражать и отстаивать свои мысли, учитывая при этом мнение других.

Уроки, проведенные в рамках технологии критического мышления, помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, полезной, активней. И в конечном результате, успешной. Стратегию развития критического мышления в начальной школе можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, математики. В данной стратегии существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока. Внедряя модуль «обучение критическому мышлению» в процесс обучения, я тщательно продумываю каждый этап так, чтобы детям было и интересно (чтобы сконцентрировать внимание) и одновременно развивать критическое мышление.

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

«Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Поиграем в игру «Верите ли вы, что...» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения

Приём: Кластер. Цель: отрабатывать умение выделять главное, анализировать, синтезировать, переводить информацию из одного плана в другой (из текстовой в графическую), определять максимальное количество признаков изучаемого понятия.
Применяется в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делать какие-то записи, зарисовки для памяти, компоновать по категориям. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю — хочу знать — узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

Приём «да» и «нет» расширяет представление учащихся о теме занятия, помогает им определить свою позицию в теме занятия.

Метод: Синквейн

Цели: развивать умение выделять главное, обобщать, синтезировать; активизировать лексику. Приём целесообразно применять на этапе рефлексии. Помогает выявить общее впечатление от литературного героя, явления, события, качества и т. п.; подвести итоги. Этот приём уместен и при проверке домашнего задания.

Состоит из пяти строк:

1 строка отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? — это предмет обсуждения (существительное);
2 строка отвечает на вопрос КАКОЙ? (прилагательные, причастия — всего 3);
3 строка отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? (3 глагола, деепричастия);
4 строка выражает общее впечатление (чувства, отношения) в форме фразы;
5 строка — существительное-синоним (ассоциация).

Слова, которые подбираются для пятистишия, должны выражать суть описываемого явления, отражать его наиболее характерные черты.

Листья
2. Зеленые, желтые.
3. Желтеют, испаряют воду, выделяют кислород
4. Листья — орган растения
5. Украшение

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун» — «Рыбий скелет», таблица «Плюс — минус — интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица — синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

На стадии «осмысления» по теме «Род существительных» проводится словарным диктант с заданием: распределить слова, подставляя к ним словосочетания «он мой, она моя, оно мое». Ученики видят, что слова поделились на три группы. В этом случаи, можно использовать прием «Толстых и тонких вопросов»:

Толстые Тонкие
Объясните, почему? Кто?
Почему вы так думаете? Что?
Предположите, что будет если? Верно ли?

По всем высказываниям учениками делается вывод и подтверждается правилом из учебника.

«Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы — основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии рефлексии — демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы — обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно — следственных связей.
Оценочные вопросы — эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы — если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно —неверно»

Повторение ключевых понятий темы «Текст»

«ДА — НЕТ»

Текст — это несколько предложений, связанных по смыслу (да)
Текст бывает только описание (нет) и т. д.

«Инсерт».

Здесь отметим, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой.

Маркировка на доске
*V* — я это знаю
* - * - я думал иначе
*+* - это новое для меня
*?* - я не понял

На стадии «Рефлексия»
Рефлексия учебной деятельности —

Подведение итогов урока — «Составление мудрого дерева» (учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока, что узнали нового, что повторили и обобщили). При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном (на доске).

сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я выполнял задания...
я понял, что...
я научился...
у меня получилось...
я смог...

При изучении темы «Текст» (Русский язык. 3-4 класс)

«Верные и неверные высказывания»

1. Текст состоит из предложений. +
2. К тексту нельзя придумать название. -
3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -
5. В тексте всегда о чем — то или о ком — то говорится. +
6. Текст можно разделить на части. +
7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +

Третья фаза — рефлексия. Рефлексия — это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение. При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т. е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

Работа над данной темой в течение трех лет показала, что большинство учащихся испытывают интерес к предмету гораздо больший, чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно. При подаче материала, используя элементы критического мышления перед ними вырисовывается целая картина по изучаемой теме, учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность. Делая вывод, я хочу сказать, что в процессе применения на своих уроках технологии критического мышления, я могу перечислить лишь положительные стороны. По той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты включают в себя:

1. Повышение информативной грамотности в учебной деятельности;
2. Применение навыков целенаправленной и последовательной деятельности;
3. Технологию «вдумчивое чтение» и «рефлексивное письмо»
4. Новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
5. Применение базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
6. Повышение культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
7. Стимулирование самостоятельной деятельности.

Владение разнообразными стратегиями решения проблемных ситуаций — одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развивает критическое мышление и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.

Заключение.

Использование технологии критического мышления позволило достичь следующих результатов:

1. Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира;
2. Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать своё исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
3. Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
4. Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и трудностям, возникающим в ходе работы (они стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
5. Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлектировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру);
6. Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель-ученик-класс«,выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
7. Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Список использованных источников:

1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М., 2004.
2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
4. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. — Красноярск: 2001. — 102 с.
5. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» httpss://ct-net. net/ru/ct_tcp_ru
6. Фестиваль педагогических идей httpss://festival.1september. ru/2004_2005/index. php? subject=9

Категория: