IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Применение метода проектов в преподавании информатики

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кабдуллина А.Н. учитель физики и информатики КГУ «Новоишимской средней школы № 1» newischim1@mail.ru, isarnur@mail.ru Кабдуллина А.Н.

 

Преподавание в 10–11 классах в школе характеризуется как образование, направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности, имеющее в качестве приоритетного и системообразующего практико-ориентированный прикладной аспект.

 

Исходя из общих задач практико-ориентированного образования в мы ставим перед собой следующие цели:

  • адаптация учеников к будущей профессиональной деятельности;
  • усиление творческого начала в профессиональном обучении: формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
  • повышение конкурентоспособности специалистов, расширение возможности трудоустройства выпускников.

Основным принципом для достижения этих целей становится личностная ориентация образования.

Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности учащегося и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.

Задача образования подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Пожалуй, главная задача школы — дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей. И одним из таких видов учебной деятельности учащихся, используемых автором, является метод проектов.

В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как учащегося, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания. Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий, т. е для уроков информатики. Поэтому метод учебных проектов вносит немалый вклад в профессиональное самоопределение учащегося. Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров. Преподаватель при этом превращается в компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в эксперта-консультанта.

Наша школа является площадкой для проведения педагогических экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения в преподавании информатики. Метод проектов является одной из технологий личностно-ориентированного обучения и применяется в школе. Проектный метод используется во внеурочной деятельности на факультативах и кружках при подготовке к олимпиадам по программированию и к участию в творческих конкурсах.

Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения — это всего лишь форма обучения, причем внеурочная. «Уместить» его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя.

Применение метода проектов в практике преподавания информатики в нашем колледже явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений учащихся по информатике. Часть учащихся уже имеет опыт работы в различных областях информатики и с различными программными средствами. Для другой части обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одной группе становится практически невозможно. Кроме того, знания учащихся с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. Второй важной проблемой является многообразие сфер применения информационных технологий, от областей искусства до сложных задач моделирования реальных процессов.

Метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Нынешние выпускники должны свободно владеть знаниями и навыками работы на компьютере. Но сегодня уже мало научить учащихся нажимать на кнопки, надо дать четкое представление о том, где они смогут применить полученные знания и использовать выработанные навыки, только тогда они будут востребованы на современном рынке труда, только тогда получат возможность стать успешными.

Следуя классикам, вспомним, что научить никого нельзя, можно только научиться. Значит, надо организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти самые знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а преподавателю — проконтролировать прирост знаний и умений учащегося.

Реализовать все выше сказанное можно, используя в процессе обучения проектную деятельность.

Вот некоторые темы проведенных проектов

В классе, как правило, выделяется небольшая группа учащихся, хорошо владеющих компьютером и имеющих некоторые навыки программирования. Чтобы занять этих учащихся, при изучении темы «Программирование» предлагаем им работать по индивидуальному плану. А именно — работу над проектом, созданным в среде Турбо Паскаль. Ученики этого возраста любят работать с графическими объектами. Снабдив их необходимым справочным материалом, предлагаем создать проект, например, «Движение планет солнечной системы», «Графики функций», «Движение тела под углом к горизонту» и др.

Метод проектов можно использовать и для учащихся экономических специальностей. В таких группах учащиеся готовят проекты по электронным таблицам: «Расчет заработной платы работников некоторого предприятия», «Расчет платы за электроэнергию», «Прайс-листы» и т. п.

При изучении языка разметки гипертекста HTML учащиеся увлеченно создают электронные учебники, музыкальные энциклопедии, самоучители.

Ученики 10-х классов представили свои проекты на суд зрителей и учителей. Были заслушаны 7 проектов:

  1. Алиев Бехбуд — «Тайные общества»
  2. Гусейнов Эльхан — «Великие политики современности»
  3. Искаков Искандер — «Современная музыка („Dubstep“,„Drum and Bass“ и „Electro“)»
  4. Мурзахметова Алма — «Мифы древнего мира»
  5. Григорьев Артур — «Мир животных»
  6. Ситников Михаил — (История олимпийских игр)
  7. Комень Никита (Спорт)

Работы были разными как по содержанию, так и по технике исполнения. Но в каждой работе чувствовались индивидуальность и творческий подход.

Проект Алиева Бехбуда отличался лаконичностью, грамотностью исполнения. Он увлекается историей, поэтому тема «Тайные общества» была выбрана не случайно.

Гусейнов Эльхан, является президентом школы, лидером в классе. И тема работы перекликается с жизненной позицией Эльхана быть всегда первым.

Современная музыка… Что мы знаем о ней? Оказывается ничего. Столько интересного мы узнали из работы Искакова Искандера.

Мурзахметова Алма — о ней как и о ее работе можно говорить долго и много. И только самое хорошее. Отличница во всем, любую работу сделает лучше всех. Ее проект ярко, красочно и подробно познакомил нас с миром мифов и легенд.

Работа Григорьева Артура — это полноценный сайт о животных. В нем есть все от смешных картинок до полноценных фильмов.

Наши спортсмены Ситников Михаил и Комень Никита посвятили свои работы спорту. Много интересного мы узнали об истории олимпиад и о разных видах спорта.

Присутствующие на защите учителя и ученики, остались очень довольны и выразили свою благодарность, пожелав ребятам дальнейших успехов.

Но, как и любой другой метод, метод проектов обладает некоторыми недостатками. К числу основных недостатков относятся:

  • значительные затраты времени;
  • значительные затраты энергии учителей и учащихся;
  • трудность применения на уроках информатики из-за привязанности к технической базе;
  • трудности в применении на группах с низким уровнем подготовки в области современных информационных технологий.

Разумное сочетание проектного метода с другими методами обучения и обоснованный подход в применении, позволит свести к минимуму недостатки метода и максимально реализовать его возможности.

В ходе всего курса педагог исполняет роль коллеги, организатора деятельности, консультанта по поставленной задаче, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Он доложен направлять разные виды деятельности учащихся, в совершенстве владеть проектной деятельностью и методами (исследовательскими, поисковыми и прочими), которыми овладевают учащиеся в процессе работы над проектом.

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов

Для учащегося

1. Формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т. д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше — программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с преподавателем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех учащихся, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для преподавателя

1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества

2. Преподаватель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

3. Повышается уровень преподавателя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

4. Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма преподавателя.

Информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для учащихся превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

Литература:

  1. С. К. Исмагулова. Технологизация процесса обучения в школе: теория и практика. Алматы, 2003 — 208 с.
  2. Г. Ю. Ксензова. Перспективные школьные технологии. М, 2000 — 224 с.
  3. Г. Ибрагимов, Г. Самигуллин. Развитие инновационных технологий обучения в контексте модернизации образования.// Наука и школа № 5. — М.:Наука, 2003.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2005, 272.
  5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. Академия. — 1999.
  6. Гусева О.Л., Гусев Е.В., Миронова Н.Н. Одна задача — два решения. — М.: Информатика и образование. — 2000.
  7. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании», М, Издательский центр «Академия», 2005 г. — 192 с.
Категория: