Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Применение ИКТ на различных этапах урока

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Калеганова Л.Е.,
учитель русского языка и литературы
ГУ «Средняя школа № 5» г. Петропавловск

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. Тем более это обусловлено и компетентностным подходом в образовании. В экспериментальных программах по литературе добавляется новая компетенция —

Информационно-образовательная компетенция — умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных технологий (Интернет, компьютер)

Применение ИКТ на различных этапах урока

Цели эффективного осуществления информатизации образовательного процесса в школе можно определить так:

  • развитие личности школьника посредством формирования творческого мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности;
  • формирование информационной культуры ученика;
  • повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, использование различных возможностей информационных технологий для повышения мотивации познания, инициативности познавательной деятельности;
  • создание открытой информационной образовательной среды в школе.

Эти цели достигаются в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционным преподаванием.

По Интернет данным мультимедиа-презентация оказывает воздействие, как на слуховой, так и на зрительный канал поступления информации, а исследования показали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% информации, если он видит и слышит одновременно, и обрабатывает информацию на практике.

Цели применения информационных технологий на уроках:

  1. Повышение эффективности процесса обучения;
  2. Получение информации об изучаемом явлении;
  3. Ускорение передачи информации;
  4. Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени);
  5. Повышение наглядности обучения;
  6. Расширение дидактического инструментария учителя;
  7. Усиление информативности обучения;
  8. Повышение интереса к обучению.

Как известно, смена видов деятельности на уроке — это один компонентов валеологизации урока. Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно.

Под электронной презентацией принято понимать логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал.

Презентации, выполненные с помощью PowerPoint можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а интерактивную доску или проектор как техническое средство, позволяющие показ презентации в классе. Презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация — как вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Экранная форма информации дает редкую возможность совместного (учитель и класс) наблюдения, размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций.

Учебные презентации можно использовать на разных этапах урока: актуализации знаний, формировании новых знаний, первичном закреплении, первичном контроле, обобщении знаний.

Пример организации этапа формулирования темы и цели урока

II. Мобилизующий этап.

Предлагается несколько эпиграфов.

— Какой образ объединяет все высказывания? (Мать)
— Какие ассоциации вызывает у вас слово МАМА?
— Женщина-мать дарит миру жизнь, озаряет ее добром и улыбкой, красотой и теплом сердца своего.

Мать не только носит ребенка под сердцем, дает ему жизнь, недосыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров, жизнерадостен, счастлив. Мать — это окно в большой мир, она помогает ребенку понять красоту этого мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд. Ее уроки красоты мира на всю жизнь…

— Сформулируйте тему урока, связав данный образ с предметом и домашним заданием, которое вы готовили. К концу урока вы должны выбрать эпиграф и обосновать свой выбор.

III. Формулирование темы и цели урока.

Проследить, как рассматривается данная тема в поэзии и прозе XIX — XX веков. Выяснить степень актуальности данной темы. Свои впечатления оформите в форме синквейна.

Пример организации этапа актуализации знаний

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видео- или фоторяд (Образы поэта и писателя в искусстве слова), рисунком из учебника, требующим комментария и т. д.

Вспоминая изученный материал, можно привести 1–2 слайда из предыдущей презентации, причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т. к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».

Пример организации проверки выполнения домашнего задания

С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

1. мультимедиа технологии:
презентация-контроль — для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint); (Н. М. Карамзин"Бедная Лиза» Характеры главных героев)
презентация-тест с анимацией — содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
презентация-тест с гиперссылками — содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ

При изучении новой темы я часто провожу урок с применением презентации-сопровождения. Этот вид презентации самый распространенный. Такая презентация отображает основной теоретический материал к уроку, включает примеры и задания и подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т. д. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) я ориентирую на базовый учебник, но акцентирую внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

1. мультимедиа технологии:
презентация-лекция — демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
видеофрагменты фильмов;
презентация-модель — с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
слайд-шоу — демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
изображение — корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
коллаж — создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
видеоклип — на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
Высоцкий о Шукшине; Урок о Фонвизине

2. компьютерные технологии:

диаграммы (Excel);
схемы (Excel);
таблицы (Word) .

Пример организации закрепления и систематизации знаний

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

  1. мультимедиа технологии:
  2. презентация-задание — содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). Линии сравнения: классицизм и сентиментализм слайд
  3. мобильный класс:
  4. работа в группе — задание — составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
  5. выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);

3. Интернет-ресуры: для работы в группах.

Важно учесть общие рекомендации психологов при разработке способа визуализации информации на экране:

  • информация на экране должна быть структурирована;
  • визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
  • темп работы должен варьироваться;
  • периодически должны варьироваться яркость цвета и громкость звука;
  • содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

Я заметила, что на уроках с презентациями даже пассивные ученики с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Во время любой презентации дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить интересно представленный материал, во-вторых, маленький шум может помешать ответить на вопросы по данной теме. Дети с большим интересом ожидают такие уроки, помогают готовить необходимое оборудование.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Список литературы

  1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М.: изд. Филинъ, 2003. — 616 с.
  2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.« — М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. — Режим доступа: httpss://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
  5. Картель А. И. КОЗ по теме «Биологическое действие радиации»
  6. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.
  7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007. — 368 с.
  8. Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т.В. Руденко. — Томск, 2006. — Режим доступа: httpss://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/
  9. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. — 3-е изд. — М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9–110.
  10. https://Ictsport.wehse.ru/…/VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNOLOGIY_1228126672.doc
  11. https://pedsovet.org/…/Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В.
  12. https://festival.1september.ru/…/513744/
  13. Быкова С. В., Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика. / Фестиваль методических идей: — httpss://festival.1september.ru/
  14. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебн. Пособие — Ростов — н/д: Феникс, 2007. — 283 с.
  15. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — 2 — е изд. — М.: Айрис — пресс, 2007. — 256 с.
  16. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 474 с.
  17. ДЁРИНА Е.А. г. Челябинск, МОУ СОШ № 14 ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
  18. https://www.uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/gmo_nauk/dkl4.htm

Источник: СК ИПК ППК

Категория: