Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Применение игровых технологий в музыкально-педагогической деятельности

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Есельбаева Асия Жумабековна музыкальный руководитель высшей категорий КГКП «Ясли-сада №24 города Ақсу». Казахстан, Павлодарская область, Аксуский район, г Ақсу.
Применение игровых технологий в музыкально-педагогической деятельности

Обобщение опыта.

Одним из актуальнейших вопросов, стоящих перед современной общеобразовательной школой, является определение содержания каждого предмета, входящего в учебный план. Совершенно очевидно, что оно не может оставаться незыблемым, безразличным к тем изменениям, которые происходят в современной науке, технике, искусстве. Вместе с тем также очевидно, что школьное образование не может охватывать весь объем постоянно возрастающих достижений человеческого творчества. Для учащихся должен быть отобран такой круг знаний, навыков, который давал бы совершенствование образования и воспитания каждого школьника.

Суть программы не в том, чтобы познакомить учащихся со всеми выдающимися композиторами и их произведениями, а в том, чтобы раскрыть перед детьми наиболее важные этапы развития музыкального искусства, основные направления в нем, наиболее характерное, яркое, типичное в творчестве того композитора, который является выразителем этого направления.

Хочется сказать словами К. Д. Ушинского «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Ныне действующая программа является одновременно и обобщением коллективного опыта, накопленного на сегодняшний день всей историей музыкального воспитания, и новым этапом развития педагогической мысли, устремленной в завтра, а также возвращение к истокам — изучение культуры и традиций своего народа.

Основные способности учителя музыканта

Стиль художественного общения учителя музыки зависит от способностей и личностных качеств. Необходимым является это любовь к своей работе и конечно же к детям, это потребность и способность отдавать им своё сердце.

Урок — это законченное в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса.

Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, слушание и восприятие музыки, игру на ДМИ.

Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на уроке еще не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания. Для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме.

Урок музыки — урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам /иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т. д./. Т. е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.

Есть традиционные построения уроков

При организации традиционных уроков главный акцент в освоение новых знаний ставится на передачу информации учащимся, а при характеристике нетрадиционных уроков главное содействие оказывается не в простой передаче знаний, а развитию аналитических способностей, умений познавательной деятельности учащихся.

Поиск дорог усовершенствования урока осуществляется в направлениях:

  • заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, то есть внешними его признаками. Это, например, проведение урока поэтической свечи, урока-путешествия, урока-выставки, урока-клуба веселых и находчивых, урока-«брейн-ринга»;
  • углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей. Это — интегрированные, бинарные уроки, уроки-панорамы;
  • развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала. Это -творческая мастерская, пресс-конференция, заседание кружка и тому подобное;
  • усовершенствование форм контроля знаний: урок-концерт, урок искусства.
  • пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это — урок-сказка, урок-игра.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес учеников, а интерес, как известно, есть стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из «школы зубрежки» в «школу радости».

Необходимо как можно больше рассказывать о музыке «языком искусства». А для таких уроков нужно принципиально новое мышление учителя. Интерес к занятиям будет происходить тем успешнее, чем чаще они будут закрепляться в различных видах музыкальной деятельности.

Чем больше занимаешься музыкальным воспитанием, тем больше убеждаешься в том, что изучать различные виды искусства изолировано друг от друга невозможно. Умногих возникает вопрос, чем же занимается преподаватель на уроке музыки? Музыкой? Да! Живописью? Да! Ритмикой? Да! Литературой? Да! Безусловно. Это жизнь. А жизнь — это искусство. А для юного человека это постоянный калейдоскоп.

Нетрадиционный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторые представления о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Ниаболее распространенные типы нетрадиционных уроков:

  • Уроки типа КВН
  • Уроки-игры «Поле чудес»
  • Урок «Брей-ринг»
  • Театрализованные уроки
  • Компьютерные уроки
  • Уроки-конкурсы
  • Интегрированные уроки
  • Уроки-спектакли
  • Уроки-экскурсии
  • Уроки путешествия
  • Уроки-сказки
  • Урок-игра
  • Урок-фантазия
  • Урок-портрет

Тема нашего практикума: Применение игровых технологий в музыкально-педагогической деятельности.

Цель: Рассмотреть методику проведения урока музыки в игровой форме.

Задачи:

  • выявить положительные стороны в применении игровых технологий;
  • ознакомить с классификацией игр познавательного характера;
  • ознакомить с методикой организации игры на уроке;
  • изучить основные правила подготовки к уроку в игровой форме;
  • показать на практике применение игровых форм по типу музыкальных телепередач.

Содержание занятия:

1. Теоретические основы применения игровых форм (слайды).
2. Проведение музыкального «Брейн-ринга» с аудиторией.

Программа проведения модуля
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил. Рассмотрим основные правила подготовки урока в игровой форме.
1. Предварительная подготовка. Надо заранее подготовить круг вопросов и обсудить форму проведения (форма урока может быть разнообразной, это КВН, «Что? Где? Когда?», соревнования по группам, музыкальная эстафета, «Поле чудес» и т. п.). Должны быть заранее распределены роли для учащихся, если они необходимы в игре.
2. Обязательно продумать атрибуты игры (это могут быть: оформление кабинета, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока, детские музыкальные инструменты, плакаты, схемы, всё что необходимо для проведения игр на уроке).
3. Заранее готовиться раздаточный материал, это могут быть карточки-задания, карточки-упражнения, кроссворды, ребусы, плакаты.
4. Обязательна, на уроке должна быть дана информация об оценивании учащихся, ознакомить их с критериями оценок за урок.

1. Организационный момент:

— традиционный
— для 1 урока интригующий (яркое музыкальное сопровождение, исполнительская деятельность самого преподавателя, театрализованное действие, использование музыкальных шкатулок как элемент сказочности, коробочки куда соберутся фанты или там лежит неизвестный предмет который покажут в конце урока как результат работы или он соединит 1 и 2 уроки.)
— музыкальное приветствие определенное
— музыкальное приветствие эхо
— вход с определенными элементами (поклон, пропевание каких либо фраз, маршировка под музыку)

(марш проходка, эхо, ритмическое приветствие)
(по спанч бобу — кричалка, типа волны Доброе утро)

2. Проверка Д/З
— коллекция рисунков
— мини концерт
— поэтический ринг
— путешествие в страну танцев
— страницы истории
— сказочная страна

Дети должны знать как будет проходить проверка Д/З

(викторина по Своя игра)
(морской бой) 5 вопросов

4. Объяснение нового материала

— словесный (рассказ, задавание вопросов)
— наглядно слуховой (по ходу беседы исполнение фрагментов)
— стимулирующий (интересные сведения)
— анализ и сравнение
— эмоциональное воздействие
— эффект удивления
— метод игры
— видео урок

(черный ящик)
(сказка)

(канон) — колонна, спеть, + ритмический канон

5. Закрепление изученного материала

— ситуация успеха (поощрение)
— осмыслить, рассказ
— дискуссия
— сочетание индивидуальных и коллективных форм заданий
— игра
— практическая деятельность
— ребусы
— кроссворды
— что где когда
— поле чудес
— ритмическая партитура
— шумовой оркестр

(пальчиковый танец)

(танец разными частями тела)

6. Домашнее задание

— доступность
— понятность
— стимулирующее
— самостоятельное

— игра по изученной теме
— кроссворд
— ребусы
— загадки
— рисунки
— подборка тематических стихов
— дидактический материал
— вопросы друг другу
— песенный вопрос с песенным ответом
— перевертыши

7. Рефлексия

— словесная (я научился, я узнал, я был удивлен, мне нравится, самым важным)
— зарисовки (кувшин, рюкзак)
— мордашки
— цветовая
— журналист (самый удивительный факт)
— дерево познаний

(кубик)
(в кругу похвала друг другу)

8. Подведение итогов

— оценивание работы учителя и учащихся
— выяснение все ли выполнено, достигнуто
— общее обсуждение
— выставление оценок самими учащимися
(ромашка знаний)

(исполнение японской детской песенки)