Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Претворение национальных традиций в творчестве современных композиторов Казахстана на примере произведений Е. Умирова и Х. Сетекова

 

Попилова Мария Владимировна, преподаваль ПЦК «Теория музыки» Алматинского музыкального колледжа имени П. И. Чайковского (предметы: сольфеджио, гармония, полифония, инструментовка, музыкальная информатика), 1 категория, стаж 12 лет

Попилова Мария Владимировна

Необходимость опоры на народную музыку в профессиональном композиторском творчестве неоднократно подчеркивалась, начиная с 19 века в искусстве западно-европейских романтиков, русской композиторской школы. Хотя концепция народности искусства уже возникла и впервые получила теоретическую разработку в эстетике предромантической эпохи.

20 столетие знаменуется формированием национальных композиторских школ в неевропейской традиционной монодийной культуре. Функционирование профессиональных композиторских школ на почве традиционно ориентированных культур, сформировавшихся в условиях западноевропейской культуры, становится центром внимания многих музыковедов. Вопрос о влиянии, соотношении и со-существовании европейских тенденций с традиционными является одним из наиболее актуальных в наши дни.

В рамках Казахстанской композиторской школы развиваются традиции не только казахской музыки, но и уйгурской, дунганской, корейской. Обратимся к двум современным композиторам Казахстана — Ермеку Умирову, представителю казахской национальной композиторской школы и Хабибулле Сетекову, продолжателю традиций основоположника профессиональной уйгурской музыки Куддуса Ходжамьяровича Кужамьярова.

Ермек Умиров — автор самобытных произведений для симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, произведений камерно-вокального жанров, обработок народных песен. Все его произведения пронизаны любовью к родной культуре, к звукам народных инструментов, отсюда и тяготение к воплощению народных образов и образов родной природы.

Его творческий стиль во многом определился в тесном сотрудничестве с оркестром «Отырар сазы». Влечение к родной культуре было основной причиной поступления композитора на работу в этот коллектив. Оркестровка казахских кюев и песен, сочинение собственных произведений, общение с такими мастерами как Н. Тлендиев, С. Хусаинов, К. Кумиспеков, М. Мангитаев, изучение партитур, а так же непосредственное участие в их исполнении в качестве оркестранта, помогло композитору в создании глубоко национальных произведений.

Для оркестра «Отрар сазы» Е. Умировым были написаны такие произведения как «Ауыл табиғаты», «Шаттық елім», оркестровые кюи «Боташым», «Қаңбақ шал», обработки народных песен и кюев «Назым», «Құсни-Қорлан», «Қара торғай» и многие другие.

Для оркестра народных инструментов имени Курмангазы им были написаны поэма «Арал», оркестровые кюи «Или», «Иртыш», «Есиль», составившие сюиту «Үш өзен»; Композитор не отказывается и от работы с симфоническим оркестром, средствами которого он также стремится реализовать своё видение национального музыкального языка. Для симфонического оркестра им написаны «Концерт-поэма», симфоническая поэма «Дала сыры» и первая симфония.
В композиторском стиле Е. Умирова отразилась одна из центральных тенденций творчества современных казахских композиторов — авторское преломление традиционных мелодики, ритмики, форм и тембров. Яркий пример стиля Умирова — поэма «Арал» для оркестра народных инструментов. Жанр поэмы — один из самых востребованных инструментальных жанров в творчестве современных казахстанских композиторов, который предоставляет простор для творчества, свободу в выборе средств формообразования и музыкального языка.

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Скачать аудиофайлы

Категория: