Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

План урока: «Подготовка тракторов с прицепом и полуприцепом к работе»

 

 

Шишкин Сергей Геннадьевич, мастер производственного обучения Аграрного колледжа Аккайынского района, первая категория, стаж работы 20 лет

Фото с сайта www.epochtimes.ru

Цель урока: формирование у студентов умений и навыков в подготовке к работе МТА, в регулировании и комплектовании агрегатов, соблюдений агротехнических требований и правил ТБ.

Методика и приёмы: Словестный, наглядный.

Материально-техническое оснащение: Трактор МТЗ-80-82, прицеп (полуприцеп), 2 набора инструментов, обтирочный материал, учебно-планирующая документация, заправочный инвентарь, нагнетатель, аптечка, воронка, спец. одежда.

Ход урока

1. Организационный момент 2 мин.

А) проверка посещаемости;
Б) проверка внешнего вида студентов.

2. Вводный инструктаж 30 мин.

А) сообщить тему и цель урока.
Б) проверка теоретических знаний обучающихся по теме.

Ответить на вопросы.

1 Значение тракторного поезда в сельском хозяйстве.
2 Что будет, если давление в шинах будет иметь разное значение.
3 Какую опасность представляет отсутствие или поломка цепи (троса) ограниченного клапана подъема платформы (кузова).

3. Сделать сообщение, разобрать непонятные вопросы и материал недостаточно усвоенный обучающимися

4. Инструктаж по техники безопасности

Заострить внимание на правила ТБ при пользовании:

А) компрессором.
Б) домкратом, подставками
В) инструментом
Г) противооткатами.
Д) предохранителя опоры платформы (кузова).

5. Объяснение и показ приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов контроля и самоконтроля выполняемой работы

6. Разбор технической документации, разбор технических требований ИТП

7. Выдача инструмента, учебно-планирующей документации, расстановка студентов по рабочим местам

8. Самостоятельная работа. Текущий инструктаж 270 мин.

А) Целевые обходы мастера
Б) проверка учащихся в занятости задания
В) Соблюдение учащимися ТБ, наблюдение за правильностью выполнения приемов и оказания помощи
Г) Оказание помощи учащимися в контроле и самоконтроле, выполненных работ.
Д) Сбор материала для заключительного инструктажа.

9. Заключительный инструктаж 8 мин.

А) Подведение итогов.
Б) Разбор технических ошибок
В) Анализ работы отдельных учащихся
Г) Сообщение ошибок
Д) Домашнее задание

10. Уборка рабочих мест

Соблюдение техники безопасности при подготовки МТА к работе.

1. Техника безопасности при доставке прицепа на специально оборудованную площадку.

2. Соблюдение ТБ при пользовании компрессором.

А) Иметь спец. одежду, голицы, сапоги.
Б) Аккуратное пользование чистиком и щеткой.

3. Соблюдение ТБ при пользовании домкратом.

А) Домкрат устанавливать строго вертикально под указанным на раме местом.
Б) Подкладывать под домкрат ровную деревянную площадку.
В) Пользоваться надежными подставками. Пользоваться строго исправным инструментом, молотки насажаны на деревянные рукоять без трещин и повреждения.

4. При проверке гидросистемы строго соблюдать ТБ, не откручивать гидроарматуру при поднятой платформе (кузова).

5. При поднятии платформы установить упор в указанное место на подрамнике и проверить крепление, и цельность запирающего клапана предохранителя ограничения подъёма платформы.

Инструкционно-технологическая карта

Радел: Подготовка МТА к работе.

Тема: Подготовка МТА тракторов с прицепом и полуприцепом к работе.

Задание: Подготовка МТА тракторов с прицепом и полуприцепом к работе: 6 часов

Цель занятия: Научить учащихся правильной подготовки МТА тракторов с прицепом и полуприцепом к работе. Правильному и строгому соблюдению ТБ при выполнении задания.

Материальное оснащение урока: Набор инструментов, ветошь, заправочный инвентарь, аптечка, инструкционные карты, плакаты.

 

Содержание работы

Технические требования

Оборудование,

приспособления, инструмент.

Поставить прицеп, полуприцеп на специально оборудованную площадку для чистки от пыли и грязи.

 

Трактор, прицеп.

Очистить прицеп от пыли и грязи и обдуть сжатым воздухом.

 

Чистики, ветошь, компрессор.

Проверяют неисправность прицепа, крепление колёс, прижим колёс, стремянок передних и задних рессор, стопорных болтов, пальцев рессор, тягово-сцепное устройство и воздушных баллонов.

 

При необходимости подтягивают крепление, внешний осмотр: проверяют отсутствие течи масла, при необходимости подтягивают соединения.

Набор инструментов, ветошь.

Проверяют наличие штырей шарниров опрокидывания кузова.

 

Набор инструментов, ветошь.

Проверить состояние механизмов запирания и ровновывешивающих механизмов боковых бортов.

При необходимости регулируют механизмы, проверяют состояние пружинных помощников боковых бортов.

Набор инструментов, ветошь.

Провести регулировку подшипников колёс прицепа или полуприцепа.

При поднятии оси прицепа или полуприцепа используют домкрат. Обратить внимание при этой операции на ТБ. Перед регулировкой необходимо заменить смазку. Ступицы колёс и подшипники промывают и тогда закладывают смазку, после установки затягивают гайку подшипников. Во время затягивания гайки колесо необходимо все время проворачивать. Гайку затягивать до момента, когда колесо будет туго проворачиваться от толчка рукой. Затем отпускают гайку на полтора, две грани для приработанных подшипников и две, два с половиной грани для новых. Регулировка произведена правильно, если нагрев ступицы незначительный.

Набор инструментов, ветошь, домкрат, смазка (солидол), промывочный материал.

Проверить давление воздуха в шинах прицепа.

Проверяются давление в шинах прицепа. Погрешность не должна составлять 0,1кгс/см. Шины прицепа должны быть одинаковы с одинаковым давлением.

манометр

Комплектование агрегата и управление им.

Комплектование транспортного агрегата включает в себя: трактор и транспортную тележку (одноосную или двухосную). Соединение трактора и тележки должно быть надежное и жесткое. Составляя агрегат, соединяю гидросистемы трактора и тележки с помощью разрывной муфты. Сцепление трактора и тележки осуществлять после остановки трактора и разрешающего сигнала прицепщика. Обратить внимание на тормозной шланг и электропроводку, что их нельзя закреплять на крыле трактора во избежание порыва или обрыва их.

 

Указание по ТБ

1. Операции ЕТО проводятся на горизонтальной площадки, чтобы сохранить устойчивое положение, под колеса подкладывают упоры.
2. Все операции ТО и устранение неисправностей, кроме обслуживания и регулировки двигателей, проверки и регулировки гидросистемы тормозов, выполняются после остановки трактора при неработающем двигателе.
3. Рабочее место должно быть чистым. Его нельзя захламлять и загромождать ненужными деталями и сборочными единицами. Инструмент и приспособление, используемые при проверке всех операций, должны быть исправлены.
4. При отсоединении гидравлических шлангов нужно соблюдать меры предосторожности. Травмирование может произойти от струи масла, вытекающей под большим давлением.
5. При проверке уровня охлаждающей жидкости в радиаторе горячего дизеля, крышку радиатора надо открыть с подветренной стороны надев рукавицы, крышку следует снимать медленно, чтобы дать пару постепенно выйти наружу.