Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

План-конспект урока по теме «Синтаксический разбор словосочетания»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Грицаева Наталья Петровна учитель русского языка и литературы Пресновской СШГ им. Шухова с. Пресновка Жамбылского района СКО. Образование высшее, 1 квалификационная категория, стаж 31 год

План-конспект урока по теме «Синтаксический разбор словосочетания»

Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания.

Задачи:

образовательные:

  • повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
  • закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
  • закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
  • изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
  • формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;

развивающие:

  • содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;

воспитательные:

  • формировать навыки контроля и самоконтроля;
  • воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.

Ход урока

I Организационный момент

II Тема урока. Постановка целей

Приветствие.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

В этот осенний день рада видеть вас и гостей на уроке.

— Садитесь те, у кого день рождения в октябре!

— Садитесь те, у кого день рождения осенью!

— Садитесь те, кто любит осень!

— Садитесь те, кто сегодня настроен творчески работать на уроке!

Мне очень приятно, что вы все готовы к уроку, и хочу поделиться своим хорошим настроением с вами.

Пусть хорошее настроение не покидает вас, несмотря на то, что всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. На память приходят слова А. С. Пушкина:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...

Всё чаще дуют ветры-листодёры, срывают с деревьев весь роскошный наряд. И ложится он золотым ковром, прикрывая родную землю. Вот уже и первый снег припорошил дорожки.

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки... Воздух прозрачен и чист, дышится легко. Все это мы видим, слышим и радостно на душе от этой красоты. Душа просит песни...

Ролик «Мой район Жамбылский»

— Понравилась вам песня?

— О чем она? (О любви к родному краю)

— Тема сегодняшнего урока тесно связана с темой любви к своей малой Родине. Вы научитесь делать синтаксический разбор словосочетания. Прежде, чем перейти к теме синтаксического разбора словосочетания, повторим то, что вам известно с прошлых уроков.

III Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.

1.Терминологический диктант.

а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание)
б) Из каких слов состоит словосочетание (из главного и зависимого)
в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная)
г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование)
д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание)
е) Образец, по которому строится словосочетание (схема)
ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)

Взаимопроверка, результаты озвучиваются.

2. Коллективная работа. (Текст на карточках получает каждый учащийся)
Задание: выписать из предложений словосочетания.

Там, где озера и поля в белом краю берез,
Это родная сторона, мир моих светлых грез
Мой район Жамбылский, здесь моя земля,
Красотой чудесною славится она.
Шепчут нивы хлебные, золотом маня:
«Ты такая милая, Родина моя!»

Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?

— Знать определение словосочетания

— Что не является словосочетанием.

Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания: нивы хлебные, красотою славится, в краю берез.

3. Работа у доски. Записать словосочетание, привести доказательства.

— Ребята, а какого типа словосочетаний не было в выписанных? (Примыкание)

— Придумайте словосочетание с таким видом подчинительной связи, запишите его. (Легко дышится)

4. Самостоятельная работа.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного.

Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на который оно направлено», используя слова

истинный, подлинный, талантливый, государственный, преданность, потрясающе, поразительно, замечательно, патриот, традиция, Родина.

Постарайтесь связать словосочетания с темой Родины.

Физминутка

IV. Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания

Проецируется на доску. Комментированное чтение. Изучение плана разбора и образцов разбора, разных по типу словосочетаний. 1-2 примера письменно.

V. Закрепление темы

По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний.

VI. Итог урока

— С чем познакомились сегодня на уроке?

— Научились ли вы делать разбор словосочетания?

VII. Домашнее задание. Написать мини-сочинение о своей малой Родине. (5-6 предложений) Выписать словосочетания с разными типами связи. Разобрать их.

VIII. Рефлексия

Учащимся раздаются цветные карточки в виде осенних листьев, предлагается записать на них словосочетание, произвести их синтаксический разбор.

Самоанализ урока русского языка в 8 «А» классе

Тема: Синтаксический разбор словосочетаний

Тип урока: Обобщение ранее изученного материала

Форма урока: Комбинированный.

Оборудование: Интерактивная доска, карточки в виде осенних листьев, видеоролик.

Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания

На уроке решались следующие задачи:

образовательные:

  • повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
  • закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
  • закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
  • изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
  • формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;

развивающие:

  • содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;

воспитательные:

  • формировать навыки контроля и самоконтроля;
  • воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.

Данный урок является завершающим в изучении темы «Словосочетание». При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности школь-ников.

На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, само-стоятельная.

На 1 этапе урока была использован психологический настрой к уроку. Проблемный во-прос помог при объяснении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблица «Способы связи слов в словосочетании», схема «Синтаксический разбор словосочетания», ра-бота с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно — наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, взаимопроверка.

Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий. Учебно—познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособно-сти и активности учащихся на уроке.

Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения постав-ленных задач и изучения заявленной темы.

Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежного предмета (литературы).

Задачи урока реализованы, программные требования учтены.

Категория: